Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется автономный изолирующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в баллонах в сжатом состоянии. Дыхательный аппарат работает по открытой схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу (рис. 3.4).

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для защиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непригодной для дыхания среды при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате импульсную подачу воздуха. Объем каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разрежения на вдохе.

Воздухоподающая система аппарата состоит из легочного автомата и редуктора; она может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступенчатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легочный автомат, или двух раздельных.

Дыхательные аппараты в зависимости от климатического исполнения подразделяются на дыхательные аппараты общего назначения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, относительной влажности до 95%, и специального на-

Рис. 3.4.

значения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -50 до +60 °С и относительной влажности до 95%.

Дыхательный аппарат должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 дм 3 /мин), при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, а также обеспечивать работоспособность после пребывания в среде с температурой 200 °С в течение 60 с. В комплект дыхательного аппарата входят:

  • - дыхательный аппарат;
  • - спасательное устройство (при его наличии);
  • - комплект ЗИП;
  • - эксплуатационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуатации и паспорт);
  • - эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуатации и паспорт);
  • - инструкция по эксплуатации лицевой части.

Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных

ДАСВ является 29,4 МПа.

Форма и габаритные размеры дыхательного аппарата должны соответствовать телосложению человека, сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением газодымозащитника, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ на пожаре (в том числе при передвижении через узкие люки и лазы диаметром 800±50 мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

Дыхательный аппарат должен быть выполнен таким образом, чтобы имелась возможность его надевания после включения, а также снятия и перемещения дыхательного аппарата без выключения из него при передвижении по тесным помещениям.

Приведенный центр массы дыхательного аппарата должен находиться не далее чем в 30 мм от сагиттальной плоскости человека. Сагиттальная плоскость - это условная линия, делящая симметрично тело человека продольно на правую и левую половины.

Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/мин) должна обеспечивать условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 мин, а масса ДАСВ должна быть не более 16,0 кг при УВЗД, равном 60 мин, и не более 18,0 кг при УВЗД, равном 120 мин.

Основные технические характеристики дыхательных аппаратов со сжатым воздухом приведены в табл. 3.4.

В состав ДАСВ (см. рис. 3.4) входят: рама / или спинка с подвесной системой, состоящей из ремней плечевых, концевых и поясного с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека; баллон с вентилем 2 , редуктор с предохранительным клапаном 3 , коллектор 4, разъем 5, легочный автомат 7с воздуховодным шлангом 6, лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха 8, капиллярная трубка 9 со звуковым сигнальным устройством, манометр с шлангом высокого давления 10, устройство спасательное 11, проставка 2.

В современных аппаратах кроме того применяются: перекрывное устройство магистрали манометра; спасательное устройство, подключаемое к дыхательному аппарату; штуцер для подключения спасательного устройства или устройства искусственной вентиляции легких; штуцер для быстрой дозаправки баллонов воздухом; предохранительное устройство, располагаемое на вентиле или баллоне для предотвращения повышения давления в баллоне выше 35,0 МПа; световые и вибрационные сигнальные устройства, аварийный редуктор, компьютер.

Подвесная система дыхательного аппарата - составная часть аппарата, состоящая из спинки, системы ремней (плечевых и поясных) с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека.

Подвесная система предотвращает воздействие на пожарного нагретой или охлажденной поверхности баллона. Она позволяет пожарному быстро, просто и без посторонней помощи надеть дыхательный аппарат и отрегулировать его крепление. Система ремней дыхательного аппарата снабжается устройствами для регулировки их длины и степени натяжения. Все приспособления для регулировки положе-



Рис. 3.5. Дыхательный аппарат ПТС «Профи»: а - общий вид; б - основные части

ния дыхательного аппарата (пряжки, карабины, застежки и др.) выполнены таким образом, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались. Регулировка ремней подвесной системы не должна нарушаться в течение аппаратосмены.

Подвесная система дыхательного аппарата (рис. 3.6) состоит из пластиковой спинки /; системы ремней: плечевых (2), концевых (2), закрепленных на спинке пряжками 4, поясного (5) с быстроразъемной регулируемой пряжкой.

Ложементы 6, 8 служат опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем 7со специальной пряжкой.

Параметр

АП-2000 (АП «Омега»)

Количество баллонов, шт.

Вместимость баллона, л

Рабочее давление в баллоне,

МПа (кгс/см2)

Редуцированное давление при нулевом расходе, МПа (кгс/см2)

0,55...0,75 (5,5...7,5)

0,5...0,9 (5...9)

0,5...0,9 (5...9)

Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см2)

1,2...1,4 (12...14)

1,1-1,8 (11... 18)

1,1 .1,8 (11...18)

Условное время защитного действия аппарата при легочной вентиляции 30 дмЗ/мин, мин, не менее

При температуре:

25 °С - 60 мин, 50 °С - 42 мин

Фактическое сопротивление дыханию на вдохе при легочной вентиляции 30 дмЗ/мин, мин,

Па (мм вод.ст.), не более

300...350 (30...35)

350...450 (35...45)

Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе воздуха, Па (мм вод.ст.)

300...450 (30...45)

200...400 (20...40)

200...400 (20...40)

Давление срабатывания сигнального устройства, МПа (кгс/ см2)

5,3...6,7 (63...67)

5,5...6,8 (55...68)

4,9...6,3(49...63)

Габаритные размеры, мм, не более

700 х 320 х 220

Масса снаряженного аппарата (без спасательного устройства), кг, не более

Таблица 3.4

Основные технические характеристики отечественных ДАСВ

ПСТ «Стандарт»

ПТС «Профи»

0,55...1,10 (5,5...11,0)

0,7...0,85 (7...8,5)

0,7...0,85 (7...8,5)

0,6...0,9 (6...9)

0,7...0,85 (7...8,5)

1,2...2,2 (12...22)

1,2...1,4 (12...14)

1,2...2,0 (12...20)

1,2...1,4 (12...14)

350...450 (35...45)

150...350 (15...35)

420...460 (42...46)

300...450 (30...45)

420...460 (42...46)

5,0...6,0 (50...60)

5,0...6,0 (50...60)

5,0...6,2 (50...62)

290...400 (29...40)

5,0...6,0(50...60)


Рис. 3.6.

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. В зависимости от модели аппарата могут применяться металлические, металлокомпозитные баллоны (табл. 3.5).

Баллоны имеют цилиндрическую форму с полусферическими или полуэллиптическими донышками (обечайками).

В горловине нарезана коническая или метрическая резьба, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрической части баллона наносится надпись «ВОЗДУХ 29,4 МПа».

Вентиль (рис. 3.7) состоит из корпуса /, трубки 2 , клапана 3 со вставкой, сухаря 4 , шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружины 8, гайки 9 и заглушки 10.

Вентиль баллона выполняется таким образом, чтобы нельзя было полностью вывернуть его шпиндель, исключалась возможность его случайного закрытия во время эксплуатации. Он должен сохранять герметичность как в положении «Открыто», так и в положении «Закрыто». Соединение «вентиль-баллон» выполняется герметичным.

Вентиль баллона выдерживает не менее 3000 циклов открываний и закрываний. В штуцере вентиля для присоединения к редуктору применяется внутренняя трубная резьба 5/8.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами сальниковой гайки при вращении маховичка.

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном при конической резьбе обеспечивается фторопластовым уплотнительным материалом (ФУМ-2), при метрической - резиновым уплотнительным кольцом круглого сечения 14.

Технические характеристики воздушных баллонов

Обозначение

Вместимость баллона, л, не менее

Масса баллона с вентилем, кг, не более

Габаритные размеры баллона с вентилем, мм (диаметр х высота)

Материал баллона

Стальной

ТУ 14-4-903-80

Металлокомпозитный; лейнер - нержавеющая сталь

Металлокомпозитный с алюминиевым лейнером

Металл о композитный со стальным лейнером

Металлокомпозитный облегченный с алюминиевым лейнером

БК-Ю-ЗООА-У

СУПЕР-УЛЬТРА

СУПЕР-ПРЕМИУМ

Рис. 3.7.

а - с конической резьбой W19,2; б - с цилиндрической резьбой М18 х 1,5

При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в дыхательный аппарат. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и открывает канал.

Коллектор (рис. 3.8) предназначен для подсоединения двух баллонов аппарата к редуктору. Он состоит из корпуса /, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3. Герметичность соединений обеспечивается уплотнительными кольцами 4 и 5.

Рис. 3.8.

Редуктор в дыхательных аппаратах выполняет две функции: снижает высокое давление воздуха до промежуточной заданной величины

и обеспечивает постоянную подачу воздуха и давления за редуктором в заданных пределах при значительном изменении давления в баллоне. Наибольшее распространение получили три типа редукторов: безры-чажные прямого и обратного действия и рычажные прямого действия.

В редукторах прямого действия воздух высокого давления стремится открыть клапан редуктора, в редукторах обратного действия - закрыть его. Безрычажный редуктор проще по конструкции, зато у рычажного более стабильная регулировка давления на выходе.

В последние годы в дыхательных аппаратах стали применяться поршневые редукторы, т.е. редукторы со сбалансированным поршнем. Преимущество такого редуктора состоит в том, что он обладает высокой надежностью, так как имеет только одну движущуюся деталь. Работа поршневого редуктора осуществляется таким образом, что отношение величины давления на выходе из редуктора обычно составляет 10:1, т.е. если величина давления в баллоне составляет от 20,0 до 2,0 МПа, то редуктор подает воздух при постоянном промежуточном давлении 2,0 МПа. Когда давление в баллоне падает ниже величины этого промежуточного давления, клапан остается открытым постоянно, и дыхательный аппарат действует как одноступенчатый до тех пор, пока не истощится воздух в баллоне.

Первая ступень воздухоподающего устройства - редуктор. Как показали проведенные сравнительные испытания аппаратов, вторичное давление, создаваемое редуктором, должно быть по возможности постоянным, не зависящим от давления в баллоне, и составлять 0,5 МПа. Пропускная способность редукционного клапана должна в полной мере и при любых видах нагрузок обеспечить воздухом двух работающих человек без увеличения сопротивления дыханию на вдохе.

При установившемся режиме работы редуктора его клапан находится в равновесии под действием силы упругости регулирующей пружины, стремящейся открыть клапан, и усилий давления редуцированного воздухана мембрану, силы упругости запорной пружины и давления воздуха из баллона, которые стремятся закрыть клапан.

Редуктор (рис. 3.9) поршневой, уравновешенного типа предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления в диапазоне 0,7...0,85 МПа. Он состоит из корпуса 7 с проушиной 2 для крепления редуктора к раме аппарата, вставки 3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, седла редукционного клапана, включающего корпус 6 и вставку 7, редукционного клапана 8 , на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 77 с резиновым уплотнительным кольцом 12, рабочих пружин 13 и 14, гайки регулировочной 15, положение которой в корпусе фиксируется винтом 76.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета облицовка 77. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 79 и винтом 20для подсоединения капилляра и штуцер 21

для подсоединения разъема или шланга низкого давления. В корпус редуктора ввинчен штуцер 22 с гайкой 23 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксированный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается кольцом уплотнительным 26. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан, который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направляющей 31 и контргайки 32, фиксирующей положение направляющей. Седло клапана ввинчено в поршень редуктора. Герметичность соединения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

Редуктор работает следующим образом. При отсутствии давления воздуха в системе редуктора поршень 11 под действием пружин 13 и 14 перемещается вместе с редукционным клапаном 8, отводя его коническую часть от вставки 7.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через фильтр 25 по штуцеру 22 в полость редуктора и создает под поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном перемешается, сжимая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин и не перекроется зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редукционным клапаном под действием пружин перемешается, создавая зазор

между вставкой и конической частью редукционного клапана, обеспечивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вращением гайки 15 можно изменить степень сжатия пружин, а следовательно, и давление в полости редуктора, при котором наступает равновесие между усилием сжатия пружин и давлением воздуха на поршень.

Предохранительный клапан редуктора предназначен для защиты от разрушения линии низкого давления при выходе из строя редуктора.

Предохранительный клапан работает следующим образом. При нормальной работе редуктора и редуцированном давлении в установленных пределах вставка клапана 29 усилием пружины 30 прижата к седлу клапана 28. Когда редуцированное давление в полости редуктора в результате нарушения его работы возрастает, клапан, преодолевая сопротивление пружины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу.

При вращении направляющей 31 изменяется степень сжатия пружины и, соответственно, величина давления, при котором срабатывает предохранительный клапан. Отрегулированный изготовителем редуктор должен быть опломбирован для предотвращения несанкционированного доступа в него.

Величина редуцированного давления должна сохраняться не менее трех лет с момента регулировки и проверки.

Предохранительный клапан должен исключать поступление воздуха с высоким давлением к деталям, работающим при редуцированном давлении, при неисправности редуктора.

Адаптер (рис. 3.10) предназначен для подсоединения к редуктору легочного автомата и спасательного устройства. Он состоит из тройника 1 и разъема 2, соединенных между собой шлангом 4, который зафиксирован на штуцерах колпачками 5. Герметичность соединения адаптера с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 6. В корпус разъема 3 ввинчена втулка 7, на которой смонтирован узел фиксации штуцера спасательного устройства, состоящий из обоймы 8, шариков 9, втулки 10, пружины 11, корпуса 12, кольца уплотнительного 13 и клапана 14.

9 17 11 12 3 18 16 13 2 5 4 1


При соединении с разъемом торец штуцера спасательного устройства, упираясь в манжету 17 и преодолевая сопротивление пружины 11, отводит клапан 14 с уплотнительным кольцом 13 от седла 15 и обеспечивает подачу воздуха из редуктора в спасательное устройство. Кольцевой выступ штуцера при этом смещает внутрь разъема втулку 10 ; при этом шарики 9, выходя из соприкосновения с втулкой 10, входят в кольцевую проточку штуцера спасательного устройства. Освобожденная обойма 8 под воздействием пружины 19 смещается и фиксирует шарики в кольцевой проточке штуцера спасательного устройства, обеспечивая таким образом необходимую надежность соединения штуцера с разъемом.

Для отсоединения штуцера шланга спасательного устройства необходимо одновременно нажать на штуцер шланга спасательного устройства и сдвинуть обойму. При этом штуцер вытолкнется из разъема усилием пружины 11, и клапан закроется.

Легочный автомат (рис. 3.11) является второй ступенью редуцирования дыхательного аппарата. Он предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве. Легочные автоматы могут применять клапаны прямого (давление воздуха под клапан) и обратного (давление воздуха на клапан) действия.

Рис. 3.11.

Легочный автомат состоит из корпуса / с гайкой 2, седла клапана с уплотнительным кольцом 4 и контргайкой 5, шитка 6, закрепленного винтом 7. В крышке # установлен рычаг 9 с пружинами 10, 11. Фиксатор 12 выполнен как единое целое с крышкой. Крышка с корпусом легочного автомата и мембраной 13 герметично соединены хомутом 14 при помощи винта 15 и гайки 16. Седло клапана состоит из рычага 17, закрепленного на оси 18, фланца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23.

Легочный автомат работает следующим образом. В исходном положении клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.

При первом вдохе в подмембранной полости создается разрежение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и, прогибаясь, воздействует через рычаг 17 на клапан 20, что приводит к его перекосу. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора.

Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении «Вкл».

Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении «Выкл».

В состав аппарата может входить спасательное устройство.

Спасательное устройство состоит примерно из двухметрового шланга, на одном конце которого крепится кронштейн для соединения (например, баянетного) с Т-образным разъемом. К другому концу шланга подсоединен легочный автомат. В качестве лицевой части используется шлем-маска или устройство искусственной вентиляции легких.

Воздух для дыхания пожарного и пострадавшего поступает из одного дыхательного аппарата.

При работе в дыхательном аппарате Т-образный разъем можно использовать для подключения к внешнему источнику сжатого воздуха, проведения спасательных работ, эвакуации людей из задымленной зоны и обеспечения работающего воздухом в труднодоступных местах. В спасательном устройстве применяется легочный автомат без избыточного давления.

Соединения для подключения легочного автомата основной лицевой части (при его наличии) и спасательного устройства должны быть быстроразъемными (типа «евромуфта»), легкодоступными, не мешать в работе. Самопроизвольное отключение легочного автомата и спасательного устройства должно быть исключено. Свободные разъемы должны иметь защитные колпачки.

Лицевая часть (маска) (рис. 3.12) предназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом.

Рис. 3.12.

Маска состоит из корпуса 7 со стеклом 2, закрепленным с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7, и клапанной коробки 8, в которую ввинчивается легочный автомат. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Герметичность соединения легочного автомата с клапанной коробкой обеспечивает уплотнительное кольцо. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15, седлом 16 и крышкой 17.

На голове маска крепится с помощью наголовника 18, состоящего из соединенных между собой лямок: лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25 крепится к корпусу маски с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке - крышкой 27.

Наголовник служит для фиксации маски на голове пользователя. Для обеспечения подгонки маски по размеру на ремнях наголовника имеются зубчатые выступы, фиксирующиеся в пряжках корпуса. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку маски непосредственно на голове.

Для ношения маски на шее к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 28.

При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха - в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла маски, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло маски. Выдыхаемый воздух из подмасочного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха. Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве маски заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо маске и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Капиллярная трубка служит для присоединения к редуктору сигнального устройства с манометром и состоит из двух штуцеров, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления.

Сигнальное устройство (рис. 3.13) - это приспособление, предназначенное для подачи работающему звукового сигнала о том, что основной запас воздуха в дыхательном аппарате израсходован и остался только резервный запас.

Для контроля за расходом сжатого воздуха при работе в дыхательных аппаратах применяются манометры, как стационарно расположенные на баллонах (АСВ-2), так и выносные, укрепленные на плечевом ремне.

Рис. 3.13.

Для сигнализации о снижении давления воздуха в баллонах аппарата до заданной величины служат указатели минимального давления.

Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух сил - силы давления воздуха в баллонах и противодействующей ей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструкций: штоковый, физиологический и звуковой.

Штоковый указатель аппарата устанавливается непосредственно на корпусе редуктора, на шланге, на плечевом ремне. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой.

Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием вентиля аппарата. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток возвращается в первоначальное положение.

Физиологический указатель, или клапан резервной подачи воздуха, в различном конструктивном исполнении представляет собой запорное устройство с подвижной запирающейся частью. Запирающаяся часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах выше минимального пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по ма-

гистрали. При падении давления до минимального клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает проход. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) давления.

Звуковой сигнализатор наиболее распространен в дыхательных аппаратах со сжатым воздухом. Он монтируется в корпусе редуктора или совмещен с манометром на линии высокого давления. Принцип конструкции работы аналогичен штоковому указателю. При падении давления воздуха в баллонах шток перемещается, и открывается подача воздуха в свисток, который издает характерный звук.

Срабатывание звукового сигнала по стандартам, как европейским, так и отечественным, должно быть на уровне 5 МПа или 20-25% от запаса воздуха в снаряженном баллоне. Продолжительность работы сигнала должна быть не менее 60 с. Громкость звука должна быть, по крайней мере, на 10 Дб больше, чем на пожаре. Звук должен быть легко отличим от других звуков без ущерба для других чувствительных или важных рабочих функций.

Сигнальное устройство (рис. 3.13) состоит из корпуса /, манометра 2 с облицовкой 3 и прокладкой 4, втулки 5, втулки 6 с кольцом уплотнительным 7, свистка 8 с контргайкой 9, кожуха 10, кольца уплотнительного 11, шточка 12, втулки 13 с кольцом уплотнительным 14, гайки 15 с контргайкой 16, пружины 17, заглушки 18 с кольцом уплотнительным 19, кольца уплотнительного 20 и гайки 21.

Работает сигнальное устройство следующим образом. При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через капилляр в полость Айк манометру. Манометр показывает величину давления воздуха в баллоне. Из полости А воздух под высоким давлением через радиальное отверстие во втулке 13 поступает в полость Б. Шточок под действием высокого давления воздуха перемещается до упора во втулке 5, сжимая пружину. Оба выхода косого отверстия штока находятся при этом за уплотнительным кольцом 7.

По мере уменьшения давления в баллоне и, соответственно, давления на хвостовик шточка, пружина перемешает шточок к гайке 15. Когда ближний к уплотнительному кольцу 7 выход косого отверстия в шточке перемешается за уплотнительное кольцо, воздух под редуцированным давлением через канал в корпусе 1, косое отверстие в шточке и отверстия во втулке 5 поступает в свисток, вызывая устойчивый звуковой сигнал. При дальнейшем падении давления воздуха оба выхода косого отверстия в шточке перемещаются за уплотнительное кольцо, и подача воздуха в свисток прекращается.

Регулировка давления срабатывания сигнального устройства производится за счет перемещения свистка по резьбе в корпусе. При этом перемещаются втулка 5 с втулкой 6 и уплотнительным кольцом 7.

Контрольные вопросы к главе 3

  • 1. Назовите устройство дыхательного аппарата со сжатым воздухом.
  • 2. Расскажите о назначении и технических характеристиках отечественных ДАСВ.
  • 3. Опишите принцип работы ДАСВ.
  • 4. Назначение шланговых дыхательных аппаратов.

Вопросы для самостоятельной подготовки

Изучите устройство и принцип работы дыхательного апппарата со сжатым воздухом.

  • Комплектация со спасательным устройством. В зависимости от модификации. Вместимость баллона, габаритные размеры и масса снаряженного аппарата определяются в зависимости от модели исполнения.

Доступно в двух листах)

Методика проведения аттестации ГДЗ

Проведение аттестации проводится в следующей последовательности согласно значимости:

1. Психологическое обследование;

2. Проверка физической работоспособности (PWC 170);

3. Прием практических навыков (нормативы ГДЗС, проверка № 1 СИЗОД, сдача ТТХ СИЗОД);

4. Прием теоретических зачетов.

I. Психологическое обследование (профотбор) глава IV приказа 163/88

Проводится квалифицированным психологом юридического лица (допустимо психологом ГУ) согласно тестов. При результате тестов «Не рекомендован» кандидат к дальнейшим испытаниям не допускается.

II.Проверка физической работоспособности (PWC 170) приложение № 9 приказа 163/88

Проводится следующим порядком. Уточняем у испытуемого массу тела и возраст. В течении 3 мин. 50 сек. испытуемый в верхней одежде проводит подъём на ступеньку высотой 25 см. Сразу по окончании в течении 10 сек. производим замер частоты пульса. Даём 2 мин. на отдых. Далее в течении 3 мин. 50 сек. испытуемый производит подъём на верхнюю ступень. Сразу по окончании в течении 10 сек. производим замер частоты пульса. При выполнении упражнений следим за частотой выполнения по метроному, за временем по секундомеру. При «Низком» показателе принимается комиссионное решение о дальнейших испытаниях.

III. Прием практических навыков

Выполнение нормативов по ГДЗС

- № 1 надевание и включение в аппарат (на правильность в течении 60 сек.);

- № 2 Закрепление за конструкцию (6; 8; 9 сек.)

- № 3 Вязка двойной спасательной с надеванием (32; 38; 45 сек.).

Проверка № 1 СИЗОД.

При проверке №1 необходимо проверить:

1. Подготовка системы прибора к работе (присоединяем трубку от муляжа к прибору, втыкаем морковку, передвигаем ручку распределителя в положение «-», создаем разряжение 1000 Па, ручку распределителя в положение «закрыто», засекаем 1 мин. по секундомеру, нажимаем кнопку «сброс» выравнивая давление между 1000 и 900 Па и вновь засекаем 1 мин. если давление не упало система герметична).

2. Проверка герметичности головы избыточным давлением (переключатель в положение «надува», 25-30 качков насосом, проверить герметичность соединений мыльным раствором, засекаем 1 мин.)

3. Исправность маски.

4. Исправность аппарата в целом.

5. Наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность системы высокого и редуцированного давления.

6. Давление срабатывания сигнального устройства.

7. Исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса).

8. Давление воздуха в баллоне.

Проверку исправности маски производят визуально проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов. Для этого:

· отсоединяют маску от легочного автомата;

· выворачивают наружу подбородочную чашу;

· производят осмотр стекла маски и ее корпуса, корпуса подмасочника, клапана вдоха, клапана выдоха и переговорного устройства;

· убеждаются в отсутствии повреждений панорамного стекла, разрывов мембраны переговорного устройства, проколов корпуса маски и подмасочника.

Проверку исправности аппаратов в целом производят внешним осмотром, при этом:

· подсоединяют легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца;

· проверяют надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона (баллонов), манометра и убеждаются в отсутствии механических повреждений узлов и деталей.

Проверка наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичности системы высокого и редуцированного давления:

· муляж соединяется шлангом с прибором, выключается легочный автомат, ручка распределителя установки устанавливается в положение (-), панорамная маска надевается на муляж головы, подтягиваются затылочные ремни (начиная от нижних, к верхним) до полного прилегания обтюратора маски к поверхности муляжа;

· открыть вентиль баллона;

· насосом создается разряжение до срабатывания (включения) клапана легочного автомата (слышан характерный щелчок), ручку распределителя в положение «закрыто»;

· по манометру на приборе определяется параметр подмасочного избыточного давления (300±100 Па);

· закрыть вентиль баллона, включить секундомер и по манометру проверяемого аппарата зафиксировать его показание, при этом падение давления не должно превышать 1МПа за 1 минуту;

· если в результате проверок падение давления воздуха в системе за 1 минуту не превышает 2 МПа (20 кг/см2) с отсоединенным спасательным устройством аппарат считается герметичным;

Проверка давления срабатывания сигнального устройства :

· при закрытом вентиле баллона кнопкой легочного автомата сбросить давление до срабатывания звукового сигнала, при этом по манометру аппарата фиксируются параметры (50 – 60 кг с/см2).

Проверка исправности устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса) производят следующим образом:

· открывают вентиль баллона;

· плавным нажатием на кнопку легочного автомата открывают дополнительную подачу воздуха и убеждаются в исправности устройства по характерному звуку подачи воздуха.

Проверка давления воздуха в баллоне:

· открывается вентиль баллона и по манометру фиксируется показание, которое должно быть не менее 24,5 МПа (260 кг с/см2).

ТТХ СИЗОД:

Принцип работы дыхательных аппаратов со сжатым воздухом,их технические характерист.

Дыхательный аппарат выполнен по открытой схеме с выдохом в атмосферу и работает следующим образом: при открытии вентиля 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона 2, в полость высокого давления А редуктора 5и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе. В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6. Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 8 аппарата и по шлангу 9 в легочный автомат спасательного устройства. Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 13 воздух поступает в полость Г для дыхания. При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление. Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Высокое давление – до 300 атм;

Редуцированное давление – 4,5 – 9,0 атм;

Давление в подмасочном пространстве – 0,3 – 0,4 атм;

Срабатывание звукового сигнала – 60 +/- 10 атм;

Срабатывание избыточного клапана – 11-18 атм;

Время работы после срабатывания звукового сигнала – 9 – 13 мин;

Масса аппарата – 7 – 12,5 кг. (зависит от типа баллона).

При оценке «2» по одному из видов практики к зачету по теории не допускается.

В линейке особое место занимает аппарат AirGo. Этот передовой дыхательный воздушный аппарат является средством индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа, работающий независимо от окружающей атмосферы. Используется принцип модульной конструкции, что позволяет создавать и заказывать прибор в соответствии с предъявляемыми к нему конкретными требованиями. Разработана бюджетная версия: AirGoFix.

Описание и технические характеристики (ТТХ) аппаратов AirGo

Воздух для дыхания подается человеку из (или нескольких, обычно не более двух баллонов) сжатого воздуха через редуктор давления управляемым дыханием легочный автомат и полнолицевую маску. Выдыхаемый воздух отводится через выпускной клапан маски в окружающую атмосферу. Является исключительно средством защиты органов дыхания от газов. Аппарат нельзя применять для подводного плавания.

Рис.1 Дыхательный аппарат на сжатом воздухе AirGo (на рисунке: модель AirGo pro):

Масса/вес (ок.) AirGo pro - 3,6 кг AirGo Compact - 2,74 кг

Габаритные размеры Длина 580 мм Ширина 300 Высота 170 мм

Ложемент - конструктивно является плитой из пластика с антистатическими свойсвами специально выверенной по форме тела человека конструкции, с рукоятками для переноски аппарата. Внизу ложемента расположен редукционный клапан. Внизу ложемента расположен редукционный клапан. В верхней части расположены фигурные направляющие для баллонов и крепежный ремень. Ремни на аппарате, (плечевые и поясной) регулируются по длине по желанию пользователя. На опору баллонов, возможно установить один либо два баллона со сжатым воздухом. Крепежный ремень имеет регулируемую длину. После установки баллонов ремень затягивается и фиксируется хомутом баллона.

Так как, аппарат имеет модульный принцип, Вы имеет возможность выбора конкретных узлов аппарата по своему требованию:

1. Доступные модификации аппаратов:

1.1 варианты ремней

Com - компактные базовые ремни с элементами из полиэфира

pro - ремни с набивкой

mix - поясной ремень как в модификации compact - и плечевые ремни как в модификации pro

MaX - ремни высшего качества

eXX - учебно-боевые ремни для экстремальных (eXXtreme) тренировок.

1.2. варианты ложемента:

В -амортизатор

LG / LS Крепежные ремни баллона (длинные или короткие)

SW - специальная поворотная поясная пластина (входит в обычное исполнение для ремней серии MaX и eXX, модификации для pro)

1.3. пневматическая система :

1.3.1 Редуктор давления: SingleLine- для использования в пневмосистемах единого шланга либо classic - для использования в обычных пневматических системах

1.3.2 Система единого шланга SingleLine

SL - "рукав-в-рукаве", с комбинированным манометром

Q - с дополнительным штуцером quick-fill

M- с передатчиком alphaMITTER (передатчик так называемой ближней связи)

3C/3N- с дополнительным штуцером шланга среднего давления

C2, C3- модификация, укомплектованная быстроразъёмным соединением alphaCLICK (вариант C2 - 200 бар, вариант C3 - 300 бар)

1.3.3 Классическая пневмосистема

CL - модификация, с использованием раздельных шлангов высокого давления и низкого, снабжен манометром

S - модификация с наличием специального шланга - сигнального

Z- со вторым штуцером шланга среднего давления

ICU/ICS - со встроенным блоком управления

CLICK- с быстроразъёмным соединением alphaCLICK

пневмосистема постоянного крепления

такая же, как и классическая, снабжается постоянно закрепленным лёгочным автоматом (серий AE, AS, N) без штуцера.

2. Ремни

Существуют различные типы ремней (плечевые и поясные ремни), каждый обладает различными свойствами и комфортом в ношении:

com - basic harnes: это - базовая комплектация ремней. Материал ремней негорючий специальный полиэфир, в ремнях отсутствует дополнительная набивка.

pro - ремни с набивкой. Для повышения прочности и огнестойкости осуществлено армирование ремней арамидом. В ремни добавлена специальная набивка типа (НOMEX®). Для удобства пользователя, при эксплуатации аппаратов, предусмотрено ое распределение веса, достигаемое с помощью набивки плечевых ремней в комплекте с поясным ремнем. Опционально, поясной ремень возможно смонтировать на поворотной пластине.

mix - смешанная комплектация ремней. В качестве армирующих волокон в полиэфирный материал из которого сделаны ремни используют волокна арамида. В ремни добавлена специальная набивка типа (НOMEX®), как в модификации pro. При изготовлении поясного ремня используют негорючий специальный полиэфир, в ремнях отсутствует дополнительная набивка, как в модификации com.

MaX - высшее качество ремней. Армирование полиэфирных ремней осуществлено арамидом, в ремнях имеется дополнительная специальная набивка, и при этом, плечевым ремням придана необычная S -образная форма, что, в свою очередь обеспечивает Ремни гарантируют комфорта и удобство при ношении. Поясной ремень монтируется в поворотном варианте, точно также как в аппаратах системы AirMaXX.

eXX - модификация для применения в экстремальных условиях (eXXtreme). Плечевые ремни и поясные ремни в модификации eXXtreme разработаны на основе испытанной и проверенной системы ремней AirMaXX. Выполнены из волокон арамида имеют очень высокую прочность и являются особо огнестойкими. Шланги имеют защиту от высокой температуры и открытого пламени за сет защитных рукавов плечевой набивки.

Конструкция ремней специально предназначена для многократного использования в учебных условиях максимально приближенных к боевым, включая тренировки с использованием открытого огня.

3. Ложемент

3.1 Ремни крепления баллонов

Для крепления баллона/баллонов применяются ремни различной длины

Короткие ремни крепления баллона (LS) - для использования с одним воздушным баллоном (емкостью от 4 л до 6.9 л)

Ремень крепления баллона (динный) (LG) - для использования с одним воздушным баллоном емкостью от 4 л до 9 л, либо для двух баллонов емкостью от 6,9(7) до 4 литров.

3.2 Амортизатор (B)

Амортизатор изготовлен из специального пластика, напоминающего резину и установлен внизу ложемента. Специально предназначен для смягчения ударов и предупреждения возможных повреждений, в случае, если AirGo резко упустят вниз.

3.3 Пластина поясного ремня (SW)

Для поддержки поясного ремня применяется поворотная пластина поясного ремня устанавливается на ложементе в нижней его части. Одна из «фишек» пластины - она дает возможность поясному ремню поворачиваться, в зависимости от движений человека с надетым аппаратом. В конфигурациях MaX а также eXX поворотная пластина для поясного ремня включена как стандартная комплектация, для конфигурации pro поворотная пластина - является опциональной.

3.4 Стопор баллона(R)

Для повышения сцепления, за счет трения между ложементом и баллоном предусмотрено специальное устройство - эластичный стопор.

3.4 Разделитель (D)

Металлическая скоба, разделяющая два баллона, является направляющей ремня, крепящего баллоны, и предназначена для упрощения монтажа двух баллонов.

3.5 Приемник-передатчик

На ложементе устанавливается приемник-передатчик (чип RFID). Для работы передатчика используют частоту 125 кГц.

4. Пневматическая система

4.1 Редуктор давления

В нижней части ложемента находится редуктор давления. Он предусмотрен как для классической (обычной) пневмосистемы, так и для систем где используется единый шланг.

На редукторе давления имеется предохранительный клапан и подключен комбинированный манометрединый шланг для подсоединения комбинированного манометра. Снижение давления воздуха, подаваемое из баллона, примерно до 7 бар - выполняет. При превышении давления сверх допустимого срабатывает предохранительный клапан. Это позволяет предотвратить повреждения аппарата, при этом не прекращая подачи воздуха пользователю.

4.2 Пневмосистема единого шланга

Возможно изготовление пневматической системы единого шланга в следующих вариантах: Q, M, либо 3C/3N, а также CLICK. В пневматической системе единого шланга все шланги (количеством до пяти) соединены в один. То есть шланги, используемые для подключений манометра, предупреждающего сигнала, лёгочного автомата, специального штуцера Quick-Fill, а также штуцера второго подключения в один, единый шланг.

В системе единого шланга SingleLine используется комбинированный манометр, Конструкция комбинированного манометра включает манометр, звуковое сигнальное устройство. Он состоит из собственно манометра, разъем для подключения лёгочного автомата, а также звукового сигнального устройства. При снижении давления воздуха в баллоне до 55±5 кг/см2, свисток (сигнальное устройство) начинает выдавать постоянный звуковой сигнал. Второй штуцер используется для подключения еще одного лёгочного автомата (это может быть, спасательного комплект, к примеру).

4.2.1 Модификация -Q - со штуцером Quick-Fill:

Штуцер Quick-Fill это разъем высокого давления, установленный на редукторе давления (рис. 2).

С его помощью можно производить заполнение баллонов сжатого воздуха 300 бар, при этом, не снимая аппарата. Выходы для подключения редуктора давления сделаны так, чтобы исключить возможность случайного подключения баллона с рабочим давлением 200 бар.

Использование системы Quick-Fill для баллонов сжатого воздуха 200 бар невозможно.

Дальнейшая информация содержится в отдельном руководстве по эксплуатации системы адаптера Quick-Fill (Деталь № D4075049)

4.2.2 Модификация - 3C/3N - с дополнительными штуцерами для шлангов среднего давления

Для подключения шлангов среднего давления возможно оснащение дыхательных аппаратов дополнительными штуцерами. Располагаются они на поясном ремне. Назначение - подключения дополнительных устройств, это может быть еще один лёгочный автомат либо спасательный колпак.

Дополнительный штуцер выпускается в модификациях 3C и 3N.

Исполнение штуцера 3C предусматривает возможность подключения различных устройств: легочный автомат спасательного комплекта; либо спас. колпак Respihood, можно подключать шланговые система сжатого воздуха, в которых может использоваться/неиспользоваться автоматический переключающий клапан. Возможно применение с защитным костюмом, в том числе при выполнении работ по обеззараживанию.

Модификация 3N - это ниппель со встроенным обратным клапаном, для подключения следующего оборудования:

ДАСВ (Аппарат на сжатом воздухе), оснащенный автоматическим переключающим клапаном, а также предусмотрена возможность использования защитного костюма, при выполнении обеззараживающих работ.

4.2.3 Модификация CLICK - аппарат оснащен системой спецштуцера alphaCLICK.

alphaCLICK - это инновационное быстроразъемное соединение от MSA. С помощью alphaCLICK возможно быстро присоединить баллоны с воздухом к редуктору давления. Это исключает традиционный, довольно длительный обычный процесс прикручивания баллонов. Надежность соединения также высока как и при обычном подключении.

Чтобы отсоединить баллон, нужно повернуть маховичок штуцера редуктора примерно на 20 град. Затем надавить на кольцо.

alphaCLICK имеет встроенный ограничитель расхода: если вентиль неподключенного баллона случайно откроется, то воздух не выйдет из баллона быстро. Данная опция повышает уровень безопасности, в случае неосторожного обращения с баллонами.

Помимо этого, компоненты alphaCLICK имеют противопыльные колпачки, предохраняющие их от попадания грязи.

AlphaCLICK совместима со всеми стандартными резьбовыми разъемами вентилей воздушных баллонов.

Имеются два исполнения alphaCLICK отличающиеся конструкцией штуцера и подключения баллона:

Модификация для баллонов 200/300 бар и баллонов 300 бар.

4.2.4 Модификация -M - с alphaMITTER (приемник-передатчик ближней связи), устанавливается на задней пластине дыхательного аппарата.

Передатчик alphaMITTER соединен с выделенным портом редуктора давления шлангом высокого давления. Величина давления в баллонах и в режиме реального времени передается в систему персональной сети (alphaSCOUT). Питание передатчика alphaMITTER осуществляется от трех батарей (тип АА).


4.3 Классическая пневмосистема

Классической пневматической системой оснащены аппараты следующих модификаций: -S, -Z, -ICU, а также -CLICK. Шланги от редуктора ко всем устройствам прокладываются индивидуально и являются отдельными. К шлангу среднего давления подсоединяется лёгочный автомат. Манометр или встроенный блок управления расположен на конце шланга высокого давления.

4.3.1 Модификация -S (с сигнальным шлангом)

В этой модификации имеется сигнальный шланг. К сигнальному свистку подключен отдельный шланг (сигнальный шланг). Закрепляется свисток поблизости уха человека, т.е. сигнал будет хорошо слышен и четко идентифицирован.

4.3.2 Модификация -Z - со вторым штуцером шланга среднего давления

Имеется второй штуцер для подключения шланга среднего давления, в случае если отсутствует необходимость в использовании второго штуцера - он закрывается заглушкой.

С этим штуцером можно пользоваться для:

подключения второго лёгочного автомата;

спасательного комплекта, (обычный состав: лёгочный автомат плюс полнолицевая маска), применяемого для спасения людей;

4.3.3 Модификация -ICU/ICS - встроенный блок управления (с ключом или без него). Встроенный блок управления служит для контроля работы дыхательного аппарата, дисплея, параметров сжатого воздуха и сигнализации об аварийном состоянии. Блок ICU применяют вместо простого манометра.

Он также оснащен датчиком перемещения и приспособлением для ручной подачи сигнала тревоги.

Если у блока управления ICU-S имеется ключ, то этот ключ передается в службу контроля "Incident command" на идентификацию.

4.3.4 Модификация -CLICK - это аппараты оснащенные штуцерами с системой alphaCLICK


4.4 Пневмосистема постоянного крепления

Пневматическая система постоянного крепления применяется в модификациях аппаратов: —Z, -AE, -AS, -N, а также как дополнительная комплектация - крышка манометра. Шланги от редуктора ко всем устройствам прокладываются индивидуально и являются отдельными.

4.4.1 Модификация - N. В этой модификации лёгочный автомат AutoMaXX-N постоянно закреплен на шланге среднего давления. АutоМаХХ-N с резьбовым соединением RD40X1/7 используется с отрицательным давлением в комплекте с полнолицевыми масками 3S, Ultra Elite, 3S-H-F1 и Ultra Elite-H-F 1 со стандартным резьбовым штуцером.

4.4.2 Модификация -AE. В этой модификации лёгочный автомат AutoMaXX-AE постоянно закреплен на шланге среднего давления. Лёгочный автомат AutoMaXX-AE с резьбовым соединением M45 x 3 используется с избыточным давлением. Применяется с масками 3S-PF, Ultra Elit -PF, 3S-H-PF-F1 и Ultra Elite-H-PF-F1 со стандартным резьбовым штуцером.

4.4.3 Модификация - AS. В этой модификации лёгочный автомат AutoMaXX-AS постоянно закреплен на шланге среднего давления. Лёгочный автомат AutoMaXX-AS со штекерным разъемным соединением следует использовать с избыточным давлением. Применяется с полнолицевыми масками 3S-PF-МаXX, Ultra Elit -PS-MaXX, 3S-H-PS-Maxx-F1 и Ultra Elite-H-PS-MaXX.

5. Краткая (боевая) проверка дыхательного ппарата AirGo

Удостовериться, что лёгочный автомат закрыт.

Открыть вентили баллонов и, по манометру, проверить давление.

Давление должно быть в пределах:

для баллонов с рабочим давлением 300 кгс: не менее 270 бар

для баллонов с рабочим давлением 200 кгс: не менее 180 бар

После этого закрыть вентили баллонов и продолжать следить за показаниями манометра.

В течение 60 с падение давления не должно превышать 10 бар.

Аккуратно надавить кнопку продувки лёгочного автомата, при этом по возможности плотно закрыв выпускное отверстие. Следить за показаниями манометра.

Сигнальное устройство (свисток) должен сработать при давлении 55±5 бар.

Наденьте полнолицевую маску и произведите проверку ладонью (на плотность закрыв отверстие подключения автомата).

Полностью откройте вентили баллонов. В случае установки двух баллонов необходимо открывать вентили двух баллонов. Это необходимо для их равномерного опорожнения. Подсоедините лёгочный автомат к полнолицевой маске. Аппарат готов к работе.

В процессе использования

В процессе работы необходимо контролировать работу аппарата, периодически обращать внимание на плотность прилегания маски, надежность присоединения легочного автомата, а также контролировать по манометру давление сжатого воздуха в баллоне.

6. Эксплуатация дыхательного аппарата сжатого воздуха

Аппарат допускается к использованию только после проверки его исправности и выполнения необходимого техобслуживания. Если в процессе проверок были обнаружены неисправности или повреждения каких-либо составных частей, дальнейшая эксплуатация аппарата запрещена.

7. Интервалы обслуживания. Техническое обслуживание и уход. Чистка аппарата

Данное изделие должно регулярно проверяться и обслуживаться специалистами. Результаты проверок и обслуживания должны регистрироваться. Всегда используйте только оригинальные запасные части MSA.

Ремонт и техническое обслуживание изделия должны производиться только уполномоченными сервисными центрами или на фирме MSA. Модификации изделия или его компонентов не допускаются и автоматически приводят к аннулированию выданных свидетельств и сертификатов.

MSA несёт ответственность только за качество работ, выполненных MSA.

Интервалы проверки для всех стран (за исключением ФРГ

Компонет Вид работ Интервал

Дыхательный

аппарат

в комплекте

Очистка

После использования

и/или каждые 3 года (*2)

осмотр, проверка

герметичности и

работоспособности

После использования и/или ежегодно

Проверка

пользователем

Перед использованием

Базовый прибор

без баллонов и

легочного автомата

Капитальный

ремонт

Каждые 9 лет (*1)
Штуцер alphaCLICK очистка После использования (*2)
Смазка Ежегодно (*3)

Проверка

пользователем

Перед использованием

Баллон сжатого

воздуха с вентилем

Переосвиде

тельствование

См. руководство по

эксплуатации баллонов

Легочный автомат

См. руководство по эксплуатации

легочного автомата / полнолицевой маски

Примечания

1.* В случае регулярного применения аппарата

капитальный ремонт через 540 часов работы,

что соответствует 1080 применениям аппарата по 30 мин.

2.* Не использовать органические растворители такие

как спирт, уайт-спирит, бензин и т.п.

При мойке/сушке не превышайте максимально

допустимую температуру 60°C.

3.* При частом использовании аппарата

через приблизительно 500 циклов

замыкания/размыкания.

Чтобы узнать какая цена и купить дыхательный аппарат AirGo обращайтесь по телефону 067-488-36-02

Более бюджетный, но с таким же непревзойденным качеством компанией МСА создан другой ДАСВ - дыхательный аппарат на сжатом воздухе AirXpress.

DRAGER PA 94 Plus Basic.

Краткая инструкция по применению

Средства индивидуальной защиты /СИЗОД/ - изолирующие технические средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от воздействия непригодной для дыхания среды.

DRAGER PA 94 Plus Basic - соответствует европейскому стандарту 89/686 EWG. Он является прибором на сжатом воздухе (баллонным респиратором) по EN 137, имеет сертификат пожарной безопасности.

1. Основные тактико-технические характеристики DRAGER PA 94 Plus Basic

2. Описание составляющих частей дыхательного аппарата

4. Принципиальная схема работы аппарата Drager

5. Проверки СИЗОД, порядок их проведения и периодичность

6. Расчет параметров работы в СИЗОД

Основные тактико-технические характеристики DRAGER PA 94 Plus Basic

Время защитного действия до 120 мин Вес спинки с редуктором, манометром и подвесной системой 2,7 кг
Масса ДАСВ в сборе, в снаряженном состоянии 1 баллон 2 баллона Вес панорамной маски 0,5 кг
9,4 кг 15,8 кг
Давление выхода из редуктора (Рр.вых.) 7,2 атм. (6-9 атм.) Вес легочного автомата 0,5 кг
Давление, при котором работает редуктор от 10 до 330 атм. Вес баллона (без воздуха / с воздухом) 4,0 / 6,4 кг
Давление срабатывания свистка (звукового сигнала) 55 атм. ± 5 атм. Объем баллона (Laxfer) 6,8 л / 300 атм.
Предохранительный клапан редуктора срабатывает при давлении 13 - 20 атм. Количество (запас) воздуха в 1-м баллоне 2100 л
Избыточное давление (подмасочное давление) 0,25-0,35 атм Количество (запас) воздуха в 2-х баллонах 4200 л
Сопротивление дыханию при вдохе не более 5 милибар Минимальное давление при заступлении 265 атм.
Температурный предел работы ДАСВ От -45 до +65 гр.С Расход воздуха 30 – 120 л/мин
Размеры воздушного баллона (без вентиля) 520х156 мм Расход воздуха при: - легкой работе - средней работе - тяжелой работе 30-40 л/мин 70-80 л/мин 80-120 л/мин
Размеры (без баллона, с несущими ремнями в свернутом положении для хранения) Длина: 620 мм Ширина: 320 мм Высота: 150 мм Средний расход давления (атм./ в минуту) при: - легкой работе - средней работе - тяжелой работе 1 баллон 2 баллона
2,5

2. Описание составляющих частей дыхательного аппарата .

DRAGER PA 94 Plus Basicсостоит из следующих частей:

1. Спинка (ложемент)

2. Редуктор

3. Звуковой сигнал (свисток)

4. Манометр

5. Тройник (переходник)

6. Легочный автомат

7. Панорамная маска (Panorama Nova SP)

8. Два воздушных баллона (Laxfer).

Спинка (ложемент).

Ложемент состоит из подогнанной по фигуре человека пластмассовой плиты из антистатического материала (усиленный стекловолокном антистатический дюропласт), которая имеет отверстия для взятия руками при переноске баллонного респиратора. Широкий, с подкладкой поясной ремень обеспечивает возможность ношения прибора на бёдрах. Вес баллонного респиратора может быть таким образом перемещён с плеч на бёдра. Все ремни сделаны быстросменными и изготовлены из Арамид / Номекс - ткани, которая является негорючей или же самогаснущей.

На нижней части ложемента расположены: крепление для редуктора давления и эластичный элемент защиты от ударов. В верхней части ложемента закреплена опора под баллон со встроенной линией крепления, которая в сочетании со складной скобой, лентой крепления баллонов и натяжной пряжкой даёт возможность крепления различных баллонов со сжатым воздухом.

Каждый дыхательный аппарат имеет индивидуальный номер, который находится на спинке, имеет обозначение из 4-х букв и 4-х цифр (BRVS-0026).

Редуктор давления

Корпус редуктора давления сделан из латуни. Он закреплён на нижней части несущего каркаса. На редукторе давления находятся предохранительный клапан, шланг манометра с манометром, звуковым сигналом и шланг среднего давления. Редуктор давления уменьшает давление из баллона (10-330 атм.) до 6÷9 атм.(бар). Предохранительный клапан отрегулирован таким образом, что он срабатывает при давлении в секции среднего давления 13÷20 бар. Редуктор не требует обслуживания в течение 6 лет, после проведения ТО – еще 5 лет (опломбирован).

Из редуктора выходит два шланга:

Шланг среднего давления – к шлангу среднего давления крепится легочный автомат Plus-A и панорамная маска Panorama Nova Стандарт P;

Шланг высокого давления – к шлангу высокого давления крепится звуковой сигнал (свисток) и манометр.

Минимальное давление, при котором редуктор обеспечивает бесперебойную работу - 10 атм., - гарантированное минимальное давления завода изготовителя, при котором обеспечивается безопасность человека.

Звуковой сигнал (свисток) - устройство предупреждения и 2.4. Манометр

Устройство предупреждения отрегулировано так, что оно выдаёт акустический сигнал при понижении давления в баллоне до давления срабатывания - 55±5 бар. Активизируется высоким давлением, при работе свистка используется среднее давление. Сигнал звучит почти до полного расходования используемого запаса воздуха. Устойчивый звук более 90 дБл до 10 бар (атм.). Свисток встроен в шланг манометра. Свисток и манометр полностью защищены. Шкала манометра люминесцентная.

Примечание: Дыхательные аппараты поставляются с установленным значением 55 бар +/_ 5 бар.

Тройник

Тройник позволяет подсоединение двух 6,8л/300 бар композитных баллонов.

Легочный автомат

Легочный автомат Plus А включается при первом вдохе. Для выключения ЛА необходимо нажать красную клавишу.

Панорамная маска

Панорамная маска Панорама Нова Стандарт P крепится на голове с помощью пяти лучевого оголовья. Маска имеет пластиковые обрамление стекла и переговорную мембрану. Стекло – поликарбонат. В маске имеется клапанная коробка – 2 клапана вдоха (первый – для дыхания, второй – для обеспечения подпора воздуха 0,25-0,35 атм) и 1 клапан выдоха. Давление выдоха из панорамной маски составляет 0,42-0,45 атм.

Баллоны сжатого воздуха

На аппарат устанавливается металлокомпозитные баллоны Laxfer емкостью 6,8 литров с рабочим давлением в баллоне 300 бар (атм.). В зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха возможно внешнее обледенение на вентиле баллона, редукторе давления и соединении, но для функционирования прибора это не имеет значения.

Каждый воздушный баллон имеет индивидуальный номер, который имеет обозначение из 2-х букв и 5-ти цифр (LN 21160).

При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллонах СИЗОД должно быть не менее 265 атм. – требование к данному аппарату электронной системы автоматического контроля и предупреждения фирмы DRAGERBodyguard II (бодигард).

При открытии 2-х баллонов, при условии, что в баллонах было разное давление, давление в баллонах выравнивается, общее давление падает, воздух перетекает из одного баллона во второй (слышен характерный шипящий звук), так как они являются сообщающимися сосудами. Время защитного действия, при этом, не уменьшается.

Требования к работе с дыхательным аппаратом и безопасности при работе с ним

1. При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС:«Звено ГДЗС, из дыхательных аппаратов - выключись!».

2. Открытие вентиля осуществляется вращением рукоятки против часовой стрелки. Чтобы предотвратить невольное закрытие во время использования, следует открывать вентиля баллонов как минимум двумя оборотами. Не крутить силой до упора.

3. При стыковке баллонов не допускать попадание грязи на резьбовые соединения.

4. При закручивании – откручивании баллонов применяется система «3-х пальцев». Силу не применять.

5. При активизировании легочного автомата в атмосферу (без маски – как резервный вариант), первый вдох осуществлять через 3 сек. после подачи воздуха.

6. Правила по технике безопасности при надевании лицевой маски: борода, усы, очки контактируют с уплотнениями лицевой маски и могут отрицательно сказаться на безопасности пользователя.

7. При креплении воздушных баллонов к спинке аппарата нельзя натягивать ремни крепления с силой до закрытия застежки (система «Тавло»).

8. При обслуживании панорамной маски запрещается мыть ее с помощью органических растворителей (бензин, ацетон, спирт). Для обслуживания использовать пенный раствор детского мыла.

9.Сушка маски осуществляется при температуре не более 60 гр.С.

10. Стекло панорамной маски, во время работы, запрещается протирать перчатками, крагами, грязными тряпками, чтобы не нанести повреждений стеклу.

11. Если при проверке №1 и №2 дыхательных аппаратов будут обнаружены неисправности, которые не могут быть устранены владельцем, они выводятся из боевого расчета и направляются на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный аппарат.

5. ПРОВЕРКИ СИЗОД, ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ.

Приложение 10 Наставления по газодымозащитной службе ГПС МВД России, утвержденное приказом МВД РФ №234 от 30.04.96 г., определяет правила и порядок проведения проверок противогазов и дыхательных аппаратов.

Боевая проверка - вид технического обслуживания СИЗОД, проводимого в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов непосредственно перед выполнением боевой задачи по тушению пожара. Выполняется владельцем СИЗОД под руководством командира звена перед каждым включением в СИЗОД.

Перед проведением боевой проверки газодымозащитник производит надевание и подгонку его подвесной системы.

Боевая проверка производится по команде командира звена ГДЗС по команде: «Звено ГДЗС, дыхательные аппараты - проверь!».

1.Проверить исправность маски. Внешний осмотр.

Визуально проверить целостность стекла, полуобойм, ремней оголовья и клапанной коробки, а также надёжность подсоединения лёгочного автомата. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.

2.Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение.

При закрытом вентиле баллона приложить панорамную маску к лицу, сделать вдох и если при этом возникает большое сопротивление, не снижающееся в течение 2-3 сек., то аппарат герметичен.

3.Проверить герметичность системы высокого и среднего давления.

Открыть вентиль баллона и закрыть его. Определить по манометру изменения давления воздуха в баллоне, если отсутствует падение давления воздуха аппарат считается герметичным.

4.Проверить работу легочного автомата.

4.1. Проверка легочного автомата и клапана выдоха.

4.2. Проверка клапана обеспечения подпоры воздуха.

4.3. Проверка аварийной подачи.

5.Проверить работу звукового сигнала.

Приложить панорамную маску к лицу и сделать вдох, медленно откачивать воздух до срабатывания звукового сигнала. Звуковой сигнал должен сработать при давлении на выносном манометре 55 +/-5 атм. (бар).

6. Проверить давление воздуха в баллоне.

При выключенном предварительно лёгочном автомате, открыть вентиль баллона и по выносному манометру проверить давление

7. Доклад командиру звена ГДЗС о готовности к включению и давлении воздуха в баллоне: «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление -270 атмосфер».

Включение личного состава в СИЗОД проводится по команде командира звена ГДЗС:

«Звено ГДЗС, в аппараты - включись!» в следующей последовательности:

  • снять каску и зажать ее между коленями;
  • открыть вентиль баллона;
  • надеть маску;
  • надеть каску.

Проверка №1 - Проводится владельцем дыхательного аппарата под руководством начальника караула непосредственно перед заступлением на боевое дежурство, а также перед проведением тренировочных занятий на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде, если использование СИЗОД предусматривается в свободное от несения боевого дежурства время.

Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок №1.

Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения.

1.Проверить исправность маски.

Маска должна быть полностью укомплектована без видимых повреждений.

2.Провести осмотр дыхательного аппарата.

Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллонов и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей. Подсоединить маску к легочному автомату.

3.Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение.

При закрытом вентиле баллонов плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, дыхательный аппарат считается герметичным.

(нажатием кнопки отключить легочный автомат).

4.Проверить герметичность системы высокого и среднего давления.

Открыть и закрыть вентиль баллона, выключив предварительно механизм избыточного давления в подмасочном пространстве. Определить по манометру изменения давления воздуха в баллоне, если в течение 1 минуты падение давления воздуха не превышает 10 бар аппарат считается герметичным.

5.Проверить работу легочного автомата.

5.1. Проверка легочного автомата и клапана выдоха.

Предварительно выключив лёгочный автомат открыть вентиль баллона. Маску приложить к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха/выдоха. При первом вдохе лёгочный автомат должен включится и не должно ощущаться сопротивление дыханию.

5.2. Проверка клапана обеспечения подпоры воздуха.

Под обтюратор вставить палец и убедиться в наличии потока воздуха из маски. Убрать палец и задержать дыхание на 10 сек. Убедиться в отсутствии утечки воздуха.

5.3. Проверка аварийной подачи.

Надавить на кнопку байпаса и убедиться в исправности принудительной подачи воздуха. Выключить лёгочный автомат. Закрыть вентиль баллона.

6.Проверить работу звукового сигнала.

Плавным нажатием кнопки легочного автомата стравить давление до появления звукового сигнала, если звуковой сигнал появился при давлении 55+/- 5 бар, то звуковой сигнал исправен.

7.Проверить показания давления воздуха в баллоне.

Давление в баллоне должно быть не менее 265 бар, для постановки дыхательного аппарата в боевой расчет.

Проверка №2 - вид технического обслуживания, проводимого в процессе эксплуатации СИЗОД после проверки №3, дезинфекции, замены воздушных баллонов, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии.

Проверка проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула.

Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения. Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок N2.

Проверка №2 осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов в соответствии с инструкциями по их применению. В случае отсутствия контрольных приборов, проверка №2 проводится в соответствии с проверкой №1

Проверка №3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей.

Проверка проводится на базе ГДЗС старшим мастером (мастером) ГДЗС. Результаты проверок записываются в журнал регистрации проверок N 3 и в учетную карточку на СИЗОД, делается также отметка в годовом графике проверок.

6. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ В СИЗОД

Основными расчетными показателями работы газодымозащитников в непригодной для дыхания среде являются:

· контрольное давление воздуха в аппарате, при котором необходимо выходить на свежий воздух (Рк.вых.);

· время работы звена ГДЗС у очага пожара (Траб.);

· общее время работы звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде и ожидаемое время возвращения звена ГДЗС на свежий воздух (Тобщ.).

Методика проведения расчетов параметров работы в СИЗОД производится в соответствии с требованиями приложения 1 к Наставлению по ГДЗС ГПС МВД РФ (Приказ №234 от 30.04.96 г.).

Дыхательные аппараты пожарного - современное, надежное средство индивидуальной защиты органов зрения и дыхания. Дыхательные аппараты на сжатом воздухе необходимы для работы в непригодной для дыхания газовой среде, возникающей при пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях. Дыхательные аппараты пожарного используются в работе пожарными и спасателями противопожарной службы и другими профессиональными формированиями МЧС, ВГСО, аварийно-спасательными службами промышленных предприятий с потенциально опасным производством, службами пожарной охраны авиапредприятий , аэропортов, аварийными партиями морских и речных судов.

Вашему вниманию мы предлагаем широкий выбор современных изолирующих дыхательных аппаратов на сжатом воздухе производства АО «КАМПО» (Россия) и Интерспиро (Швеция). В настоящее время номенклатура средств индивидуальной защиты органов зрения и дыхания включает следующие изолирующие дыхательные аппараты на сжатом воздухе:

АП «Омега»

Ап-па-рат пред-на-зна-чен для ис-поль-зо-ва-ния ча-стя-ми ГПС, МЧС, ВГСО, про-из-вод-ствен-ным пер-со-на-лом и ава-рий-но-спа-са-тель-ны-ми...>>>

АП «Омега-С»

Ап-па-рат пред-на-зна-чен для про-фес-сио-наль-но-го ис-поль-зо-ва-ния ча-стя-ми МЧС, ВГСО, про-из-вод-ствен-ным пер-со-на-лом и...>>>

Раз-ра-бо-тан на ос-но-ве ды-ха-тель-но-го ап-па-ра-та со сжа-тым воз-ду-хом АП "Оме-га" спе-ци-аль-но для ра-бо-ты в ши-ро-ком диа-па-зоне тем-пе-ра-тур: от...>>>

Пред-на-зна-чен для за-щи-ты ор-га-нов зре-ния и ды-ха-ния че-ло-ве-ка от вред-но-го воз-дей-ствия непри-год-ной для ды-ха-ния ток-сич-ной и...>>>

В ды-ха-тель-ном ап-па-ра-те со сжа-тым воз-ду-хом «Спи-ро-гайд» ре-а-ли-зо-ва-ны но-ва-тор-ские раз-ра-бот-ки в об-ла-сти ды-ха-тель-ной ап-па-ра-ту-ры...>>>

Комплекты плакатов

Пред-ла-га-ем Ва-ше-му вни-ма-нию ком-плек-ты пла-ка-тов для АП «Оме-га-С», АП «Оме-га», АП-98-7КМ. Ком-плек-ты со-сто-ят из трех...>>>

Номенклатура дыхательных аппаратов пожарного со сжатым воздухом составлялась таким образом, чтобы удовлетворить потребности, как и взыскательных профессионалов, так и нештатных пользователей. Мы можем предложить Вам дыхательные аппараты со сжатым воздухом, обладающие рядом отличительных особенностей:

  • Высокая безопасность благодаря продуманной конструкции, современным прочным и негорючим материалам, усовершенствованным комплектующим аппарата
  • Удобство в использовании за счет наименьшего веса аппарата (облегченная анатомическая подвесная система, возможность подключения легких металлокомпозитных баллонов), продуманного расположения всех составляющих дыхательных аппаратов.
  • Простота технического обслуживания - взаимозаменяемость узлов аппаратов, простота замены баллонов, демонтажа/монтажа системы, нет необходимости в регулировке и настройке в процессе эксплуатации дыхательного аппарата.
  • Широкий выбор дополнительных возможностей - работа в шланговом варианте, возможность быстрой дозарядки аппаратов с помощью устройства "quick fill" и многое другое.