В Италии, наряду с памятниками античности можно увидеть и такое --

Обелиск Муссолини

..."Тому, кто приезжает в Рим впервые, непременно покажут "Форум Италико", любимое детище Муссолини -
спортивный комплекс, концепция и архитектура которого разрабатывалась под его руководством,
и который раньше назывался "Форум Муссолини".

Перед главным входом - семнадцатиметровая мраморная колонна, на которой высечено: "Mussolini Dux" (Муссолини - вождь, дуче).
Колонна стоит с 1932 года, то есть пережила и период величия дуче, и партизан, повесивших самого Муссолини,
и приход войск антигитлеровской коалиции. И никому, похоже, в голову не приходило ее взорвать или хотя бы вытравить надпись.
А "Форум", перед которым стоит мраморная колонна, был в 2009 году отреставрирован, то есть восстановлен в том виде,
в каком его придумал Муссолини, с фресками, изображающими войну в Эфиопии. На этом фоне проходил чемпионат мира по плаванию "...

В 2006 году была проведена реставрация обелиска, стоившая 2,2 млн евро.

К сожалению не всем странам повезло с таким отношением к памятникам истории и культуры,
и очень странно бывает наблюдать когда в вакханалию разбоя и уничтожения исторических объектов включаются вполне себе интеллигентные люди...

Одна из фресок форума --




В Риме открыл двери новый музей, который моментально привлек к себе внимание уникальными экспонатами.
Речь идет о личных апартаментах итальянского диктатора Бенито Муссолини. Музей расположен в одном из строений,
принадлежавших премьер-министру Муссолини. В настоящее время реставраторы ведут восстановительные работы
в остальных помещениях виллы дуче. За последние 50 лет вилла Торлония пришла в упадок, но специалисты считают ее
прекрасным образцом неоклассического стиля. В течение 18 лет усадьба была домом одного из самых жестоких лидеров XX века.
Римские власти сообщают, что внутреннее убранство виллы сильно пострадало от рук британских
и американских военных во время Второй мировой войны.

Что значит "подобным образом"? Имеется в виду сверху вниз . Потому что обелиск Муссолини был действительно вырублен в Альпах (карарский карьер). Но, даже его приходилось сверху вниз тащить на 60-80 быках (в разных источниках разное число быков). Поэтому, так важно было мучоным солгать, что и в Баальбеке, якобы, тоже добывались кирпичи на каких-то горах, которых там нет.

Подобным образом ролики использовались для транспортировки обелиска Муссолини весом 600 тонн.
Я сразу загуглил. Везде, кроме этой статьи, обелиск весит РОВНО В 2 РАЗА МЕНЬШЕ - 300 тонн, например, в Википедии на всех языках. И это не ложь переводчицы, а ложь Арона Альдаира на английском языке. Правда, переводчица тоже хороша - могла бы проверить и указать в сноске и в скобках, что имеется и другая информация.

А Альдаир то откуда это взял? Сам придумал? Нет! Он слизнул у самого известного французского официального археолога, Жана Пьера Адама, директора Бюро древней архитектуры Парижа.

Бенито Муссолини принял решение установить в Риме в 1928 году обелиск, который мог сравниться с крупнейшими когда-либо установленными монументами.
Мраморный параллелепипед длиной 32 метра и 2,5 метра в квадратном сечении весил 560 тонн, что было внушительной массой, к которой необходимо было добавить вес защитной обшивки...

А тебе не верю, а я тебя проверю!

Чем более высокопоставлен учёный, тем наглее он врёт

Почти везде указана масса вдвое меньшая - 300 тонн. Например, в Википедии на всех языках.

Тут https://www.youtube.com/watch?v=JneujraMn1E в титрах указана еще меньшая масса - 250 тонн.

Roma Ieri Oggi | L"obelisco di Mussolini (1929)

Плотность мрамора по википедии от 2.3 до 2.6 тонн на кубометр. Возьмём среднюю - 2.45

Объем обелиска 32 Х 2.5 Х 2.5 = 200 кубометров.

Умножим на среднюю плотность 2.45 = 490.

Высокопоставленный учёный-мерзавец соврал даже в математических действиях!!! Накинул 70 тонн. Или 12,5%. Прямо как НДС.

Если погуглить, то, везде указана вдвое меньшая не только масса, но, и длина обелиска 17.4 метра против 32 у французского высокопоставленного ученого-брехуна с мировым именем!

Например в Википедии на всех изыках.

Вот цитата из русской википедии:
Вот, например, цитата из французской Википедии:

Le monolithe Mussolini ou obélisque Mussolini ... il pèse environ 300 tonnes
И так на всех языках.

И это можно понять по старым фотографиям 1928 года, когда обелиск еще не был установлен.

Это уже вторая ложь подонка только в абзаце об обелиске Муссолини!

А какая ширина сечения обелиска? Гавнюк указал 2.5 метра. Откуда он взял - не указал. Давайте вычислим по фотографиям рядом с человеком.

Обелиск транспортировался в толстом деревянном ящике, сам белый обелиск хорошо виден на фотографии сбоку. Для сравнения я наложил на него человека.

На другом фото то же самое:


При чём, этот человек более низкого роста чем стоящий справа от него. Потому что этот справа сильно наклонился и совпал по росту с ровно стоящим. И наложил я его на контейнер под углом около 20 градусов. Если выровнять, то его рост перекроет еще бОльшую часть контейнера как на фото ниже:



Вот еще один удачный кадр:


Тут даже вырезать и прикладывать мужика не пришлось - он на согнутых ногах стоит сбоку от ящика.


А вот обелиск без деревяшек рядом человеком:

Не забываем, что итальянцы - низкорослая нация по сравнению с русскими, и не забываем, что в начале 20 века средний рост человека был ниже, чем сейчас примерно на 10 см. Вот что говорит Википедия об увеличении росте человека за последние 100 лет:

В 1960-е годы, по данным Всемирной организации здравоохранения , средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин — 157 см ... В течение следующих 50 лет рост и мужчин, и женщин увеличился примерно на 10 см

Это за 50 лет. А за 100?

Кстати, рост Гагарина, рожденного в 1934 году, составлял всего 157 см. Сейчас таких не найдешь.

Короче, толщина сечения блока примерно 2 метра. А 2.5 м - это вместе с бревнами сверху и снизу.


Посчитаем реальную массу:

17.4 Х 2 Х 2 Х 2.45 = 170 тонн!

В Википедии увеличено почти вдвое, а французский ученый-подонок увеличил реальную массу в 3.5 раза!

Если говорить о весе вместе с деревянным ящиком, то, наверное от силы 200 тонн.

Зато, вот что оно проговорилось об Обелиске Муссолини:

Другим фактором, благоприятным для перевоза, был уклон, который значительно способствовал движению упряжи .

Вот тут оно не соврало, ибо это не в его пользу и это заметно по видео.

Итак, что мы имеем? Реально смогли тащить без машин всего лишь 200 тонн, при чем, по дороге, и, самое главное, сверху вниз под большим уклоном! Именно под большим! А в Баальбеке, например, приходилось тащить в 4-10 раз больший вес без дороги и вверх. Так что, сравнивать не возможно.

Что я имею в виду когда говорю в 10 раз больший вес? Я имею в виду самый большой мегалит, откопанный только в 2014 году. При чем, откопали лишь частично и его вес оценивается от 1600 до 2000 тонн.

А давайте оценим вес мраморного обелиска Муссолини, сравнив, например, с гранитным Аксумским обелиском (гранит тяжелее мрамора). Он примерно такой же толщины, но, аж в полтора раза длиннее - 24 метра. А весит всего... 160 тонн. Его вес известен довольно точно, потому что его перевозили из Италии в Эфиопию... самолетом, и его вес важен не для пропаганды официальной науки, а для перевозки по воздуху.

В 1937 году итальянцы, захватившие Эфиопию, вывезли Аксумский обелиск в Италию. Несмотря на решение ООН о возвращении памятника Эфиопии, принятое ещё в 1947 году, он был возвращён Эфиопии только в 2005 году самолётом Ан-124 "Руслан". Транспортировка была осуществлена в три этапа. Во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра.

Итак, что мы имеем? Если Аксумский обелиск обрезать до 17 метров, то, его вес составит 160 / (24/17) = 113 тонн. А товарищи ученые нам втирают о 560 тоннах.

Короче. Что получается. Значит ли что если могли тащить МКСИМУМ 200 тонн сверху вниз, то смогли бы и 2000 снизу вверх?

Это все равно что сказать что если мировой рекорд в поднятии удобной штанги 200 кг, то наши предки могли поднять неудобный шар весом в 2 тонны.

Планируя посещение вечного города Рима, удивительным образом, я очень мало интересовался стандартными достопримечательностями из путеводителя. Мне был глубоко скучен какой-нибудь Фонтан Треви, или Испанская лестница; безусловно, я много читал про Ватикан и Колизей, но почему-то абсолютно не рвался попасть туда, оставив чуть ли не на последний день. Зато я увлекся малоизвестной массовому туризму тематикой "Фашистского Рима", иными словами монументального архитектурного стиля эпохи Бенито Муссолини. В период с 1936 по 1943 годы в южной части города активно создавался самый настоящий "новый" Рим, эдакий сюрреалистический город в футуристических тонах, символизировавший возрождение новой Римской империи вкупе с величием и главенством арийской расы. Самым символичным зданием всего этого комплекса является "Квадратный Колизей" (Colosseo Quadrato) - памятник фашистской архитектуры, построенный по приказу Бенито Муссолини в 1938 по проекту неоклассического архитектора Марчелло Пьячентини. Знаю, что найдутся те, кто скажут, мол, негоже восторгаться памятниками фашизма, принесшего столько зла людям. На это отвечу так: тот, кто не готов анализировать свое прошлое - не будет иметь будущего. А посему - добро пожаловать в фашистский Рим!

Поездка начинается с конечной станции красной линии метро Batistini, здесь я снял аппартаменты. Относительно далеко от центра, зато дешево и сердито -

До Ватикана ехать минут 20, до Roma Termini (главный ж.д вокзал) 30 минут -

По пути пересадка на Roma Termini -

Не правда ли, окраинные станции римского метрополитена выглядят весьма пустынно?

Между прочим, народ массово ездит на метро зайцами, попросту перепрыгивая через турникеты. Невольно вспомнил, как сам в свое время ездил на подмосковных электричках -

Сразу по выходу из метро возвышается громадный комплекс заброшенных высоток -

Но первое впечатление обманчиво, примерно через 10 минут ходьбы вы оказываетесь в том самом "Новом Риме" -

Здание по периметру огорожено высоким забором, перелезая через который я едва не порвал себе брюки -

Знаменитое в определенных кругах кафе "Palombini", где в конце 30-ых каждый уважающий себя фашист считал правильным перекусить круассаном с кофе. Сейчас там отдыхают работники близлежащего офисного здания, вышедшие на обеденный перерыв -

Еще один шедевр, Дворец конгрессов -

Чуть поодаль целый музейный комплекс -

Поразительно, но на фоне забитого туристами под завязку центра Рима, здесь вообще ни одной живой души. Меж тем, музей великолепные! Скажите, почему люди склонны перемещаться исключительно строем и туда, куда идут все? Здесь так классно -

Прадедушка "Запорожца" -

Между прочим, полиция сидит в этом здании с 1937 года -

По всему комплексу расставлены карты с указанием интересных объектов "Фашистского Рима", вообще говоря, место огромное, реально словно отдельный город. Я гулял тут часа два и не успел посмотреть и половины -

А потом пошел дождь и пришлось сократить программу. вернувшись в метро -

Забавные объявления на русском и украинском возле метро -

Кстати!

Самый известный фашистский памятник Рима это всем известный "Витториано", возведенный в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Венецианской площади в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Это здание, по правде говоря, не является фашистским, ибо было построено еще до прихода Бенито Муссолини к власти в 1925-ом. Но именно на площади перед этим монументом Дуче любил обращаться к народу с призывом выступить единым фронтом на стороне Гитлера, стоя на балконе в здании напротив, имею в виду так называемый "

Сносы сносами, но должна же быть и застройка:)
Пришла пора посмотреть на очень известное и занятное место. Один из двух самых знаменитых римских "фашистских архитектурных заповедников". (Кстати, вот туда как раз туристы группами и таскаются:))
Вот при всём масштабе городских преобразований в городе, где есть форум Цезаря, форум Августа, форум Траяна и т.д. - отчего бы не возникнуть форуму Муссолини? И он появился. Именно так назывался до 1943 года нынешний Италийский форум - комплекс спортивных сооружений в северной части города.
Нам - вон туда, через мост герцога Аостского. Там... занятно, в общем.

На фотографии 1939 года - мост в процессе постройки. А за ним уже есть то, что мы, собственно, будем смотреть (на мосту тоже есть, что посмотреть. Но по техническим причинам я вам этого не могу, увы, показать).

История комплекса в двух словах такова. Он был создан по инициативе Ренато Риччи, возглавлявшего молодёжную организацию "Балилла". Риччи добился у правительства разрешения построить на территории, не предполагавшейся первоначально под застройку, поскольку она была далеко, на другом берегу Тибра, и к тому же подвержена наводнениям, стадион и Академию физвоспитания.
Важную роль в создании форума сыграло происхождение самого Риччи. Он был родом из Каррары - той самой, где добывают мрамор. Их семьи тех самых, кто этот мрамор добывает. И для строительства он пригласил своего земляка - живущего с 1914 года в Риме архитектора из Каррары Энрико Дель Деббио (1891-1962).
Собственно, то, что мы увидим, - это их детище (а увидим мы только фрагмент - да, целостный, сохранившийся с тех времён в неизменном виде, но всё-таки это не всё, что там есть).
Сразу за мостом - центральный вход на форум. Посреди площади - заметная издалека белая мраморная колонна высотой 17,15 метров (это без постамента;)).

Это "обелиск Муссолини".
Думаю, самые зоркие уже углядели, отчего он так называется;)
Это монолит. Он добыт в Карраре, в карьере, принадлежавшем родственнику Ренато Риччи.
Вот краткое путешествие каменной дуры по Италии к месту назначения:
Ноябрь 1928. "Монолит Муссолини" покидает мраморный карьер.

Март 1929. На волах - на баржу! (Вы вообще видите тут монолит? Он во-о-он там, в самом верху, едва заметен.)

Ноябрь 1929. На Тибре.

1932. Установка закончена.

С той поры он ни капли не изменился.

И надпись "MUSSOLINI DUX" сверху донизу видна хорошо и издали (гораздо лучше, чем вышло солнечным днём на белом камне на фото). И про балиллу с годом установки сбоку.

Это, безусловно, казус. Фактически это памятник Муссолини. И дело не в том, что не в центре или место не видное. Очень видное. В 1960 году именно на стадионе Италийского форума проходила летняя Олимпиада. Олимпийская деревня находится на другом берегу Тибра. По логике вещей попадать к стадиону надо по этому мосту, мимо обелиска. Да, вопрос о том, чтобы его убрать, поднимался. Но как поднялся - так и упал обратно: это была слишком дорогостоящая операция. (Скандал, к слову, был не только с обелиском - там, за ним, за загородкой, есть ещё кое-что, что действительно подверглось трансформации, но незначительной. Увы, подобраться к интереснейшему памятнику не удалось - наглухо перегорожено было. То ли дело в проводившихся в тот именно день мероприятиях, то ли за него всё-таки взялись реставраторы. Ибо о плачевном состоянии объекта, признанного художественной ценностью, известно. Я очень хотела и хочу это увидеть. Но показывать честно буду только то, что удалось увидеть самой.)
А теперь нас будут интересовать два красные здания, стоящие по обе стороны площади за обелиском.

Это и есть Академия физического воспитания, построенная Энрико Дель Деббио.
Сегодня она приютила в одной части спортивный университет "Италийский форум"

Так, этого у нас впереди ещё много будет:)

А в другой, что справа от обелиска,

находится резиденция Итальянского Олимпийского комитета (C.O.N.I. - ну что ж, кони так кони не двинуть ли кони? :))) ...)

Сейчас будут КОНИ со всех сторон. Прекрасно оно.

Здание известно также под названием "палаццо H". Почему - понятно, если увидеть его сверху. Вот, например, на фото 1938 года:

А теперь - статуи. Эти две - спереди "коней" :) (честно слово, статуи стоят прямо! Это руки растут... иначе:))

А эти - сзади:

Ну что ж, раз речь зашла о статуях, самое время повернуться и увидеть то, что находится прямо за зданием CONI.

А находится там Мраморный стадион. Именем своим он обязан отделке. Сидения выложены тем же каррарским мрамором, и по периметру - 59 мраморных статуй.

Они "отходят" прямо от здания

Ввиду криворукости опять же - лучше всего видно сверху (ага, и в 1938 году:))

Впрочем, он и сейчас такой же.
Стадион планировался для показательных гимнастических выступлений. Вот как-то так (

А вот это по нему заезжие 500 гитлерюгедцев маршируют:

Что же касается собственно статуй... в оформлении стадиона принимала участия вся Италия. Статуи, стоящие вокруг стадиона, символизируют различные виды спорта, сделаны в разных регионах, подписаны именем скульптора с указанием года и названием города, откуда они.

Стадион строится

Ближайшая к зданию Академии статуя - Рим.

Он в львиной шкуре

Кстати, о львиной символике. Муссолини был лев, в смысле - по гороскопу лев, и этот момент в себе любил и культивировал. Дело дошло даже до того, что у него появился в доме живой лев... но это отдельно (если кому захочется про льва - запросто. Истории о человеческой глупости коротки и поучительны. Ни один лев в итоге не пострадал:)) Вернёмся к статуям.
Вот подписи нашего Рима:

К сожалению, нам не повезло - в тот день на стадионе были детские соревнования. Побродить удалось не везде.

Стадион красивый. Статуи - смешные. И их много.

Из какого города футболист - запамятовала:(

А городу Бари меч отбили:)

Этот с луком - из Ровиго.

На зверском хоккеисте не углядела города.

Мужик из Тревизо остался без руки:(

Можно надеяться, что не навсегда без неё остался - на одной из статуй (при наличии подписи скульптора начала 1930-х) мы видели сзади надпись "2006" - стадион признан культурной ценностью, их реставрируют.

Турин (кстати, не нашла объяснения тому, что половина статуй - совершенно обнажённые, а половина - с фиговыми листками. Судя по фото листки были и в 30-е годы).

За ним - Венеция (она тоже дядька:))

Ареццо

К пловцу не удалось подойти спереди и узнать город.

Но мне понравилась рыба, которая его подпирает.

А это мой любимец - голышом, зато на лыжах! (Горячий итальянский парень, видать:))

Сассари (кажется, он и без слов всё внятно объяснил?:))

Кроме мраморных статуй, на стадионе есть две бронзовые скульптурные группы выразительности чрезвычайной.
Одна:

Вторая:

Это декор как раз между ними.

Кажется, именно здесь снято вот это в 1942 году:

Вот ровнёхонько в этом месте у нас случился казус. Дело в том, что на стадионе мы были не одни не только в смысле детских команд и их болельщиков. Там бродили пара групп студентов (одни явно немцы, вторые - англоговорящие) и несколько суровых взрослых дядек с большими фотоаппаратами. И как-то один из них всё ходил с нами в одном темпе, не отставая. Меня это начало настораживать. В общем, в итоге я поймала его на том, что он прицельно фотографировал нас. Безусловно, я товарища моего предупреждала - не надо ходить на известный фашистский стадион в чёрной рубашке:))), но он во-первых, не специально (в тот день внезапно было холодно, а рубашка тёплая была только эта), а во-вторых не верил, что всё так серьёзно... Бог знает, что его в нас заинтересовал. Я особой художественной ценности точно не представляла тогда из себя, хотя статую и пыталась изображать:

На этом всё. На самом деле - это далеко не всё, что сохранилось на Италийском форуме. Но спортивный комплекс действующий, кое-что надо смотреть изнутри, кое-что снаружи, недоувиденное в этот раз, я рассчитываю однажды досмотреть:)

22.06.2017, 12:00

Если Бенито Муссолини не воевал, то он занимался реконструкцией Рима. Впрочем, если воевал, тоже занимался, но в меньшем масштабе. Только по-настоящему большая война, такая как Вторая мировая, могла отвлечь его от любимого занятия. «Без ложной скромности я считаю себя духовным отцом генерального плана реконструкции Рима»,- говорил дуче.

АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ

Алтарь вставной челюсти

Как Петербург Достоевского на самом деле впервые описал Пушкин в «Медном всаднике», так и Рим Муссолини начали строить, когда Бенито был еще ребенком. Иначе быть и не могло, потому что в этой области, как и во всех других, дуче ничего не начинал. Он придал новое качество процессу, который начался задолго до него.

Разумеется, это не случайное совпадение, что самые жестокие агрессивные националистические режимы в Европе в XX веке возникли в Италии и Германии - странах, незадолго до этого почти одновременно переживших «позднее объединение». Устав быть европейскими провинциями, которые другие державы вечно захватывали и делили, обе страны, хотя и с разной степенью интенсивности, бросились строить империи. На первом этапе в градостроительстве и архитектуре это вылилось в то, что местные мастера стали достраивать грандиозные соборы и воздвигать новые, крайне помпезные, сооружения.

В Германии это проходило в целом не очень удачно, а вот итальянский художественный гений позволил вполне достойно завершить собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и Миланский собор. Риму повезло меньше. Достраивать крупные церкви здесь было не надо, зато потребовалось воздвигнуть грандиозный монумент в честь объединения страны и правителя, при котором оно произошло.

Так появился памятник Виктору Эммануилу II, который итальянцы официально именуют Il Vittoriano или Altare della Patria (алтарь Отечества), но гораздо чаще - пишущей машинкой и вставной челюстью.

В целом это была до крайности вульгарная трактовка античного наследия, как его понимали во второй половине XIX века. При проектировании и сооружении этой «вставной челюсти» случилось многое из того, что потом в куда большем масштабе произошло при Муссолини.

Началось все с конфуза. Был объявлен конкурс на проект монумента, который выиграл французский архитектор Анри-Поль Нено. Итальянцы не испытывали по отношению к французам никакой неприязни, но поручить строительство национального памятника иностранцу тоже не могли. Тогда был объявлен еще один конкурс, на этот раз - только для своих. В нем победил Джузеппе Саккони. В 1885 году он приступил к строительству этого диковатого сооружения, которое совершенно исказило облик большой части города, прежде всего Капитолийского холма.

Тогда же обозначились и другие тенденции, которые потом пышным цветом расцвели при Муссолини. На месте нынешнего монумента располагался очень живописный народный квартал. Здесь стояло много старых домов, владельцам которых доходчиво разъяснили, что ничего они не владельцы, и собственность у них попросту отобрали.

Вроде бы выплатили какую-то компенсацию, но, зная феерическую итальянскую бюрократию и чиновничью лень, легко догадаться, что люди получили свои деньги нескоро и не без проблем. Одновременно с этим были уничтожены и куда более интересные, чем воздвигнутый на их месте монумент, архитектурные сооружения.

В здешних местах стоит только копнуть, и напорешься на какую-нибудь древность. Среди прочего, например, здесь нашли римскую инсулу (многоэтажный дом) II века новой эры. «Докапывали» и восстанавливали ее очень долго, и свой нынешний вид она приняла относительно недавно.

Дуче в городе

Желание перестроить Рим по образцу османовского Парижа в конце XIX века в Италии было у многих, но, к счастью, для этого не было денег. К тому же у итальянцев все-таки есть врожденный пиетет по отношению к своим древностям.

И, когда в наши дни они говорят о том, что надо проложить третью линию метро по живому, невзирая на все эти храмы и строения, которые вечно обнаруживают под землей (а в Риме метрострой объединен с отделом археологии, который очень тормозит его работу), не надо воспринимать это всерьез. Так выпускается итальянский пар. Никто или почти никто ничего подобного на самом деле не имеет в виду.

В отличие от большинства итальянцев Муссолини, придя к власти в 1922 году, как раз имел в виду очень многое из того, что говорил, в том числе и о римском градостроительстве. У нас с 30-х годов было принято смотреть на итальянского диктатора глазами Кукрыниксов: какой смешной, какой нелепый, сколько пафоса, какие уморительные рожи строил. Между тем Муссолини просто был человеком той эпохи, итальянским правителем своего времени, всем требованиям которого отвечал, иначе бы он не продержался у власти больше двадцати лет.

Возгордившиеся собой итальянцы тогда хотели видеть именно такие пафосные рожи, точно соответствовавшие их собственным настроениям. Не случайно никакого серьезного сопротивления власти дуче не было практически до конца его правления.

Когда римские гиды говорят о реконструкции города, которую осуществлял Муссолини, они обычно ехидно замечают, что дуче прорубал широкие проспекты через средневековые кварталы из любви к парадам, без которых прямо не мог жить. Между тем парады, как раз безумно популярные тогда в народе, самого Муссолини волновали далеко не в первую очередь. Он был умным и дальновидным политиком и в данном случае преследовал множество целей.

Первая была сугубо идеологической.

Муссолини сам себя ощущал не столько итальянцем, сколько потомком древних римлян, и Рим он тоже хотел видеть близким к античному оригиналу.

Рим средневековый и даже Рим времен Возрождения и барокко с его узкими петляющими улицами был ему абсолютно чужд. Четко распланированный Древний Рим, в котором было множество прямых и широких улиц, больше соответствовал его вкусам и, кстати, вкусам большинства его современников, от чего они сами и их потомки потом легко отреклись.

Муссолини хотел забыть Италию недавнего и далекого прошлого, пусть и диктовавшую художественные вкусы всему миру, но при этом раздираемую захватчиками. Древний Рим, диктовавший свою волю всем и вся,- совсем другое дело. Сейчас как-то забыто, что одним из множества титулов, которые Муссолини себе присвоил, было звание «основатель империи».

После реконструкции, в ходе которой были снесены средневековые постройки, театр Марцелла стал гораздо лучше виден

Рим, каким Муссолини его принял, был живописен и великолепен. Последние две тысячи из почти двух тысяч семисот лет его официальной истории лежали перед каждым имеющим глаза как на ладони, но он никак не смотрелся столицей империи, а Муссолини хотел видеть его именно таким. Для этого среди прочего нужно было проложить широкие улицы и расчистить пространство вокруг крупных античных памятников.

При этом Муссолини дополнительно решал сразу две задачи.

Во-первых, он хотел уничтожить небогатые народные кварталы в центре, например вокруг театра Марцелла. Для многих древних итальянских городов была характерна хаотичная «пятнистая» застройка. Люди среднего и ниже среднего достатка часто жили в самом центре, в том числе рядом с прославленными обломками античности. Богатые же кварталы находились немного в стороне, где было легче наладить соответствующую статусу жильцов инфраструктуру.

Во-вторых, Муссолини вообще хотел зачистить Рим от пролетариата. Не стоит забывать, что он был сыном социалиста и сам начинал как социалист, но пришел к власти во многом как раз на страхе власть и деньги имущих перед социализмом. И угрозу, исходящую от рабочего класса, он воспринимал как вполне реальную.

Рабочих выселяли в своеобразные спальные районы, где они были собраны в кучу и за ними было гораздо легче следить. То, что следить было особенно незачем, так как Муссолини пользовался широкой поддержкой в народе, его, как и всякого диктатора, не успокаивало. Возможно, хорошо зная свой народ, он понимал, насколько неглубока эта любовь и как быстро она закончится, если что-то пойдет не так.

Шедевры на шедеврах

О своих планах относительно Рима Муссолини заявил громко и почти сразу, едва утвердился на месте нового диктатора. 21 апреля 1924 года, в очередной день основания Рима, он выступил на Капитолийском холме с программной речью, в которой, в частности, сказал:

«Я хочу разделить проблемы Рима XX столетия на две категории: проблемы необходимости и проблемы величия. Без решения первых нельзя подойти к решению вторых. Проблемы необходимости проистекают из развития Рима и состоят из двух взаимосвязанных частей - зданий и коммуникаций. Проблемы величия - совершенно другого рода.

Необходимо избавиться от всего посредственного и безобразного в старом Риме, а если это потребуется, то рядом с древним и средневековым Римом надо воздвигнуть монументальный Рим XX века.

Рим должен стать не просто современным городом в самом тривиальном смысле этого слова, он должен быть городом, достойным своей славы, и эту славу надо постоянно обновлять, чтобы передать ее последующим поколениям в качестве наследия эры фашизма.

Одним из первых проектов Муссолини стала площадь, ныне известная под названием Largo Argentina. Кстати, название имеет не большее отношение к Аргентине, чем к Гондурасу. Просто в XV веке епископ Страсбурга поставил здесь свою башню, от которой не осталось ничего, кроме названия, а латинское название его епархии - Argentoratum.

К 20-м годам прошлого века это было обычное для Рима место, пестро и живописно застроенное. Теперь же его решили застроить новыми домами, хотя среди прочего здесь стояла далеко не безобразная церковь второй половины XVI века Сан-Никола-деи-Чезарини. Новых итальянских архитекторов это не остановило.

Но не спешите называть их варварами. Архитекторы эпохи Возрождения тоже легко сносили все подряд, чтобы расчистить место для своих строений. Так что Муссолини и в этом аспекте только продолжал давно существовавшую традицию.

Однако, когда снесли церковь, под ней обнаружились остатки античного храма. И здесь, как ни ломается от этого язык, придется отдать должное Муссолини: планы строительства были тут же свернуты, а вместо этого начаты серьезные раскопки, в результате которых площадь приобрела свой нынешний вид.

Теперь значительно ниже уровня улицы стоят руины четырех античных храмов. По традиции их относят к временам республиканского Рима, и вам даже покажут место, где убили Юлия Цезаря и где он то ли сказал, то ли не сказал: «И ты, Брут?»

Серьезные гиды при этом прячут глаза. Время строительства этих храмов пока не установлено с абсолютной точностью. Наука, как это часто случается, не знает того, что знают гиды, особенно самые некомпетентные из них. Цезарь, безусловно, был убит, но здесь ли - большой вопрос.

Но что совершенно точно, так это то, что храмы эти древнее тех, что находятся на форуме, и что само это место, своеобразный античный остров посреди города, с которым как-то странно гармонирует и взаимодействует, совершенно великолепно и по-настоящему дышит древностью.

Приходится признать и то, что без Муссолини мы бы вряд ли его увидели. Просто ни у кого не хватило бы решимости взять на себя ответственность за разрушение исторических зданий ради раскопок других исторических зданий, а в городе, где одни архитектурные шедевры стоят на других, это вечно актуальная проблема, и решить, какой шедевр ценнее: тот, что стоит сверху, или тот, что похоронен под ним,- бывает нелегко.

Древность и рационализм

Муссолини выстроил жесткую иерархическую табель о рангах разных исторических эпох Аппенинского полуострова. На первом месте там стоял Рим времен Октавиана Августа, который, по собственным словам дуче, он и хотел восстановить. Поэтому Рим он преобразовывал жестко в соответствии со своим историческим вкусом, решая при этом, как было сказано, и сугубо практические задачи.

Он проредил застройку вокруг театра Марцелла и облегчил доступ к Бычьему форуму, на котором стоят два прекрасно сохранившихся римских храма II–I веков до новой эры. Когда смотришь на них, просто не укладывается в голове, что на момент крещения Руси они простояли уже больше тысячи лет.

План Муссолини состоял из двух частей: необходимость и величие. Благодаря второму древние форумы обрели новую жизнь

Однако, многое разрушив, Муссолини и кое-что построил, и вот эти новостройки в убогом и мрачном стиле так называемого рационализма (Architettura Razionale) как раз неважно сочетаются c древнеримским наследием. Собственно, в Риме они ни с чем толком не сочетаются.

Хотя между Римской империей и Италией Муссолини действительно много общего, в эстетическом и культурном плане они были очень далеки друг от друга. Судя по всему, Муссолини этого не ощущал. Он, безусловно, испытывал глубокое почтение по отношению к древней империи и всему, что с ней было связано и ее символизировало, но никаким глубоким эстетическим чувством не обладал.

Между тем строил он много. Самыми известными постройками его времени в Риме являются новые здания университета и все, что было создано к несостоявшейся всемирной выставке на юго-западе города. Это так называемый Esposizione Universale di Roma (квартал Всемирной выставки). Однако даже римляне не всегда в состоянии вспомнить его полное название и используют исключительно аббревиатуру EUR.

Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images

Самым известным из множества построенных там зданий стал Дворец итальянской цивилизации (Palazzo della Civilta Italiana), в народе иронично называемый Квадратным Колизеем.

Это вполне пристойная работа, но в эстетическом плане столь же далекая от Колизея настоящего, сколь далека она от него во времени. Древние римляне были куда более жестоки, причем обыденно жестоки, чем итальянские фашисты, но с искусством у них было, что называется, получше. В Древнем Риме, вопреки Пушкину, работа архитектурного гения могла в самом прямом смысле этих слов стать ареной для злодейства. Любопытно, что нынешние итальянцы, в массе своей народ добрый, чувствуют это несоответствие и постоянно пытаются протащить идею о том, что «не так уж много в Колизее убивали».

Помимо классических «рациональных» архитектурных объектов при Муссолини в Италии, в том числе и в Риме, воздвигали здания, поразительно напоминавшие сооружения в стиле сталинского ампира.

Их фасады часто украшали рельефы, на которых были изображены солдаты с карабинами, рабочие с молотками и бабы с колосьями - с одним на всех, независимо от пола и возраста, светлым взглядом, устремленным в Великое Будущее. Все отличие от сталинского ампира заключалось в том, что непременно присутствовал еще кто-нибудь с циркулем и кто-то с кистью. Все-таки умственную деятельность, не говоря уже об искусстве, здесь уважали больше, чем в СССР того времени.

Что-то очень похожее строилось и в гитлеровской Германии. Тоталитарное искусство вообще довольно однообразно, поэтому при всей разнице между политическими строями Италии Муссолини, гитлеровской Германии и сталинского СССР в этой области между ними было на удивление много общего.

Две улицы

Рим обладает фантастической способностью переваривать все и переплавлять во что-то свое, что многократно отмечал Павел Муратов, автор путевых заметок «Образы Италии», одной из лучших книг на русском языке, посвященных итальянскому искусству.

Руины здесь живые и естественно входят в современную жизнь. Конечно, сейчас мальчишки не играют в Колизее в футбол, как лет пятьдесят назад, но все равно ощущение того, что прошлое, настоящее и будущее сосуществуют то ли в одном времени, то ли в некоем надвременном пространстве, сохраняется.

Муссолини переплавил Рим и творчество, причем с божественной легкостью. Тем более что ничего столь же грандиозного и при этом аляповатого, как памятник «пишущей машинке», который, кстати, он очень не любил, дуче не построил. Его «рациональные» и ампирные здания, конечно, не растворились. Они изрядно портят картину, но все-таки ничего трагического в них нет.

Что же касается тех мест, где его архитекторы не строили ничего своего, а либо только разрушали, либо помимо этого еще и откапывали чужое, то они абсолютно естественно вросли в Рим и даже стали его неотъемлемой частью, хотя и нанесли городу чудовищный урон, который даже трудно оценить.

Дуче удалось осуществить два по-настоящему огромных градостроительных проекта.

Первый касался Ватикана, который он из идеологических соображений хотел теснее связать с Римом. А заодно проложить роскошный проспект для парадов, куда же без них?

С этой целью была построена широченная прямая улица длиной около пятисот метров от набережной Тибра в районе Замка Св. Ангела до площади Святого Петра. Ее назвали Via della Conciliazione (улица Примирения).

Интересно, кто с кем мирился.

До прихода к власти Муссолини был громогласным атеистом, но потом решил использовать католицизм в своих интересах, сменил позицию и стал всячески подчеркивать свое почтение к церкви. Религиозность стала в Италии даже чем-то вроде знака лояльности власти дуче.

Надо честно признать, что в своем нынешнем виде Via della Conciliazione выглядит очень красиво, но стоила ли эта красота принесенных ей жертв - большой вопрос. Особенно в тех случаях, когда одну красоту приносили в жертву другой.

Пространство это было более чем наполовину застроено. Чтобы построить новую улицу, было снесено множество зданий. Среди прочих была разрушена очень красивая ренессансная церковь Сан-Джакомо-Скоссакавалли, церковь Сант-Анджело-аль-Корридоре и многое другое. Другие здания, среди них дворцы и церкви, были разобраны и собраны в других местах.

Кроме того, пропал эффект неожиданно возникавшей перед человеком, шедшим по узкой улице, огромной площади Святого Петра. Она стала видна издали в перспективе. Возможно, это и неплохо, но в корне отличалось от того, что было раньше.

Помимо зданий пострадали и люди, населявшие этот плотно заселенный район. Но с ними разобрались быстро. Фашистские власти не церемонились и, как это было уже давно заведено, просто переселили их на окраину города к «таким же, как они».

Строительство Via della Conciliazione пришлось на 1936–1937 годы и в целом было закончено. После войны по поводу этой улицы, как и многого другого созданного при Муссолини, возникли некоторые сомнения и споры, но что-либо менять уже было поздно, и было принято решение завершить последние детали в соответствии с проектом.

Однако самым грандиозным проектом Муссолини была другая улица - Via dei Fori Imperiali (улица Императорских Форумов), и осуществлен проект был еще в 1924–1932 годах.

Строительство Via dell’Impero, с одной стороны, уничтожило множество средневековых зданий, с другой - открыло вид на античные развалины

Поначалу пролегавшая в этих местах улица называлась Via dei Monti. Видимо, основная идея проекта принадлежала самому Муссолини, и заключалась она в том, чтобы прорубить сквозь античную часть города величественный проспект от собственного дворца на Piazza Venezia, на балконе которого он так любил фигурировать, до Колизея.

Здесь пришлось решать те же проблемы, что и в других местах, но в принципиально ином масштабе. И как обычно, Муссолини убивал всех зайцев сразу.

Как ни странно, но здесь, в районе форума, находился один из беднейших и при этом густонаселенных кварталов города. Конечно, он тотчас же пошел под снос, и жители были выселены куда-то к черту на римские куличики. Не повезло и людям побогаче, которые тоже жили тут.

Снесено было множество зданий: пять церквей, в том числе такие известные, как San Lorenzo ai Monti и Santa Maria degli Angeli in Macello Martyrum, два монастыря, мужской Sant’Urbano и женский Sant’Euphemia, множество особняков, в том числе и очень известных, построенных в XVI–XVII веках. Под снос попали и дом Микеланджело, и дом, в котором в XIV веке проживал Джотто…

В общем, досталось всем. Пространство форумов было рассечено надвое. Если стоять лицом к Колизею, то слева оказались императорские форумы - Августа, Нервы и Траяна, а справа - римский Форум и то, что осталось от форума Цезаря. При этом только что открытые части императорских форумов были закопаны снова, по ним проложена улица. Многое из того, что не было снесено, сильно пострадало и навсегда лишилось прежнего вида.

С точки зрения археологии архитекторы Муссолини совершили тяжкое преступление, но вместе с тем улица с величественными развалинами по обеим сторонам и Колизеем в конце получилась необычайно живописной.

И мысль о совершенном здесь варварстве даже не сразу приходит в голову. Снесенные дома открыли потрясающий вид на те же развалины, в том числе на руины Рынков Траяна. Не случайно многие по сей день не знают, как относиться к тому, что сделал здесь Муссолини.

Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images

Девятого апреля 1932 года дуче верхом на лошади разрезал ленточку, открыл улицу, которую назвали Имперской (Via dell’Impero), и возглавил парад ветеранов Первой мировой войны.

После Второй мировой улица получила свое нынешнее название - Via dei Fori Imperiali, и каждый год 2 июня здесь, в этом самом месте, появившемся только благодаря Бенито Муссолини, проводится парад в честь основания современной Итальянской Республики, покончившей со всем, что было создано итальянским фашизмом, кроме нескольких улиц и нескольких десятков домов.