Уже в XIX столетии ученые разных стран, заинтересовавшиеся многочисленными сарматскими знаками (их именовали тогда «загадочными»), обратили внимание на сложные и как бы родственные композиции целой группы знаков, встречающихся на каменных плитах, на различных ремесленных и ювелирных изделиях – вещах из глины и бронзы, золота и серебра.
      Большая часть их была найдена на территории Керченского полуострова, который в первые века н. э. входил в состав Боспорского царства. К ним относится, в частности, богато отделанный уздечный набор, принадлежавший кому-то из представителей боспорской знати. Отдельные вещи с такими же знаками встречались археологам в Симферопольском и Бахчисарайском районах, а также вблизи Гурзуфа. Отметим, однако, что эти изделия тоже изготовлены мастерами древнего Боспора, но, видимо, путем торгового обмена попали туда, где нашли их археологи.
      Кроме того, на Боспоре были найдены каменные плиты с надписями общегосударственного значения, где эти же знаки, высеченные с величайшей тщательностью, иногда сопровождались именами царей. В надписях рассказывалось о строительстве оборонительных сооружений, восстановлении крепостей, победах Боспора над врагами. Ученые заметили, что на всех плитах, датируемых годами правления одного царя, стоит один и тот же знак. Стало ясно: это не что иное, как личные знаки правителей Боспора.
      С самого начала изучения знаков боспорских царей исследователей удивляла их необычная форма. Археологи стремились найти какое-то объяснение и самой этой форме, и ее происхождению. По мнению известного немецкого ученого М. Эберта, эти знаки выражали буддийскую религиозную символику и были занесены на территорию Боспора с востока кочевыми племенами. Немецкий эпиграфист Э. Мерклин видел в боспорских знаках стилизованные изображения птиц.
      Разложив знак боспорского царя Тиберия Евпатора III на буквы греческого алфавита, немецкий ученый Г. Гумбах прочел в знаке слово «солнце». Советский ученый академик Б. А. Рыбаков допускал, что нижняя часть знаков изображает лошадей, а верхняя, возможно, человека с поднятыми вверх руками.
      В последнее время была выдвинута гипотеза о сарматском происхождении некоторых царских знаков Боспора (типа знака царя Тиберия Евпатора III). Сторонники ее считают, что эти знаки были привнесены на территорию Крыма (и всего Причерноморья) сарматскими племенами, цари же Боспора просто-напросто позаимствовали их у сарматов.
      Еще в III столетии до н. э. боспорские цари использовали в качестве знака царской собственности изображение трезубца, того самого, который сейчас часто приходится видеть на веселых приморских праздниках в честь древнего бога морей – Посейдона. Использование трезубца, а также дельфина в качестве царских знаков объяснялось вымышленной генеалогией царей Боспора, согласно которой представители правящих династий происходили от мифического героя Евмолпа, сына Посейдона.
      Трезубец – символ морского бога – это три небольшие черточки, соединенные перекладиной, подобно нижней части сложных царских знаков Боспора. Древко трезубца изображалось линией, отходящей от перекладины в противоположную от его «зубцов» сторону.
      Впервые в истории Боспора использовал такой трезубец в качестве своего знака царь Спарток III. И он же был первым, кто называл себя царем Боспора. Ставился трезубец Спартоком III в виде клейма вместе со словом «царь» и изображением дельфина. С тех пор и укоренился трезубец на Боспоре как царский символ. И если Спарток III ставил его на черепице, которую вырабатывали мастерские Пантикапея, то в начале I в. н. э. мы видим его на монетах Митридата VIII, который провозгласил Боспорское царство независимым от Римской империи. Правда, эти монеты были в употреблении совсем недолго – римляне вскоре восстановили свою власть на Боспоре – но символика трезубца осталась. А в конце II в. н. э. Савромат II покончил с зависимостью Боспора от Рима, провел денежную реформу и снова поставил на своих монетах трезубец, желая подчеркнуть, что они принадлежат представителю законной боспорской династии.
      В знаке каждого из боспорских царей можно различить две разные половины: верхняя заменяет его имя, нижняя, в которой нетрудно узнать трезубец, символизирует принадлежность его к общей для всех этих царей династии. А небольшие, загнутые наружу черточки, которые выступают из верхних углов нижней части знаков, являются либо частью верхнего именного знака, либо добавлены в процессе «варваризации» и усложнения рисунка самого трезубца. В пользу последнего говорит, в частности, наличие на монетах некоторых боспорских царей трезубцев с подобными же черточками.
      Естественно, подобные знаки-«гербы» употребляли только те цари, которые принадлежали к законной правящей боспорской династии. Если же случалось, что к власти в древнем Пантикапее приходили «посторонние», они не употребляли подобных знаков. Так, когда в первой половине III в. н. э. власть захватил некий Ининфимей, он отбросил «герб» боспорских династий – трезубец и сделал своим символом начертание, напоминающее букву «Н», – один из типичных сарматских знаков. Таким же образом поступил и другой сармат – Фофорс, узурпировавший боспорский престол в конце III в. н. э. Односложные знаки на его монетах тоже относятся к разряду характерно сарматских.
      Сложные знаки царей Боспора, в которых соединились две разные эмблемы – династическая местная с именной, занесенной извне, – и слились две традиции – боспорская и сарматская, – нельзя расценивать как чисто сарматские тамги.

Во все времена народов и государств были удивительными и нетривиальными людьми. Добиться власти, а главное, удержаться на высоком посту — задача сложная и невыполнимая для нечестолюбивого человека. Когда на престол Боспорского царства взошел Аспург, сын Асандра и Динамии, государство вошло в эпоху возрождения. В исторических анналах этот период времени называют .

Аспург основал сарматскую династию боспорских царей, чье царствование продлилось вплоть . Женой Аспурга называют Гипепирию, уроженку Фракии. Боспорский царь взял себе второе имя Рискупорида, как некую общность с фракинянами (это имя было распространено у фракийских царей). Также, чтобы ознаменовать свои отношения с Римом, Аспург взял династическое имя в честь тогдашнего императора Тиберия Юлия, которое в дальнейшем переходило к преемникам боспорского царя.

Аспург, годы правления: 1-ое правление10/11-13/14 гг н.э.; 2-ое правление 14/15-37/38 гг н.э.

Мощь страны стремительно укреплялась, главным образом, благодаря победам Аспурга над скифами и таврами. К царскому титулу добавляли племена азиатского Боспора вследствие победоносных походов на «варварские» земли: меоты, танаиты, тарпиты, тореты, псессы, синды. Такая география в титуле позволяет современным ученым ориентировочно обрисовывать территорию античного государства, куда вошли часть Крыма и Прикубанье.

Медный Ассарий. ΒΑCΙΛΕΩC ΜΙΘΡIΔΑΤΟΥ. Голова Митридата вправо

После смерти Аспурга, престол Боспорского царства занял Митридат VIII (39-42 г н.э.). Он приложил все усилия, чтобы освободить свое государство от опеки Рима. Для достижения цели Митридат планировал альянс с племенами сарматов. Однако этим планам было не суждено сбыться, так как брат Митридата Котис, выдал царя Риму. Римляне предпочли совершить рокировку на царском престоле и отдать его Котису. В поддержку своего ставленника Рим выслал боевые отряды. Борьба развернулась на азиатском Боспоре, где в 1 веке до нашей эры был укрепленный район, созданный . В числе укреплений было около 20 крепостей.

Номинал: 8 унций. Голова Котиса вправо

Период правления Котиса I (45/46-62/63 гг н.э.) ознаменовался укреплением связи с Римом, более тесные взаимоотношения продолжались еще 2 столетия после этого. Боспорский царь признал свое вассальное положение перед Римской империей, называл себя «другом кесаря и другом римлян». Рим в свою очередь подтверждал право Котиса I на престол и оплачивал содержание войска. Цари из Сарматской династии признавались абсолютными монархами, их власть опиралась на верхушку богатейших граждан боспорского рабовладельческого общества. Правитель также становился пожизненным жрецом в культе римских императоров, некоторые из них обожествлялись. В честь царя Аспурга на Боспоре построили мраморный храм в дорическом стиле.

В Пантикапее в те времена располагался царский двор с большим количеством чиновников, управителей областей, их секретарями и переводчиками. Выпуск монет не был привилегией городского самоуправления, а контролировался исключительно царем. В начале нашей эры на Боспоре сформировался политический строй с чертами эллинистических монархий. Для него характерны подчинение монарху больших территорий со смешанным населением, широкие политические, культурные и экономические связи с разными странами, наемная армия.

Динамия внучка Боспорского царя Митридата VI Евпатора вошла в историю Тавриды (Крыма), как единственная женщина - правительница Боспорского царства.
Единовластной правительницей Боспора Динамия стала после смерти своего мужа Асандра в 17 веке до нашей эры. Царица Динамия всемерно подчеркивала свое кровное родство с великим царём Боспора Митридатом VI Евпатором и продолжала вести антиримскую политику….


Римляне стремились укрепить своё влияние не только на Босфоре, но и на Боспоре Киммерийском.
Интересы государства вынудили правительницу Боспора Динамию выйти замуж за царя Полемона, ставленника Рима в Понте (Pontus). Этот брак фактически лишили Динамию единовластия царского сана и несколько лет царь Полемон и Динамия правили государством совместно. Но гордая Динамия не сдавалась, а продолжала бороться за отцовское наследство, сохранение традиций славной династии Боспора. В 1 веке до нашей эры Митридатом VI Евпатором было построено 20 крепостей, создан целый укрепленный район в Причерноморье.

После гибели понтийского царя Полемона во время подавления восстания одного из сарматских племён, царица Динамия продолжила самостоятельное правление вплоть до вступления на престол своего сына Аспурга , правнука Митридата VI Евпатора.
Боспорское царство вошло в эпоху Возрождения, когда на государственный престол взошёл Аспург, сын царя Асандра и Динамии. В анналах истории годы правления царя Аспурга (10 — 38 гг н.э.) называют вторым расцветом Боспорского царства.

Монеты Боспорского царя Аспурга (10 — 38 г.г. до н.э.)

Аспург основал сарматскую династию боспорских царей, царствовавших на Боспоре вплоть до распада Боспорского царства в VI веке н.э. Женой Аспурга была Гипепирия, уроженка Фракии. Боспорский царь Аспург взял себе второе имя Рискупорида, как это было принято у .

Для укрепления и стабилизации отношений с Римом, Аспург взял династическое имя в честь тогдашнего императора Рима Тиберия Юлия Цезаря Августа - второго римского императора из династии Юлиев-Клавдиев, правившего с 14 года. Имя Цезарь или царь в дальнейшем переходило ко всем правителям Боспорского царства.

Мощь страны стремительно укреплялась, главным образом, благодаря победам царя Аспурга над скифами и таврами. К царскому титулу добавляли названия покорённых племён азиатского Боспора вследствие победоносных походов на «варварские» земли: меоты, танаиты, тарпиты, тореты, псессы, синды были покорены и их земли присоединены к Боспорскому царству. Такая география в титуле боспорского царя позволяет современным ученым ориентировочно обрисовывать территорию античного Боспорского царства, куда вошли часть Крыма и Прикубанье.

После смерти Аспурга, престол Боспорского царства занял царь Митридат VIII (39-42 г н.э.), и продолжил борьбу за освобождение Боспорского государства от опеки Рима. Для достижения цели Митридат планировал альянс с племенами сарматов. Однако этим планам было не суждено сбыться, так как брат Митридата Котис, выдал царя Риму.

Рим выслал боевые отряды легионеров в поддержку своего ставленника Коттиса. В результате борьбы, развернувшейся на азиатском Боспоре, на престол Боспорского царства взошёл ставленник Римской империи Котис.

В период правления боспорского царя Котиса I (45/46-62/63 гг н.э.) укрепились связи Боспорского царства с Римом, тесные взаимоотношения между государствами продолжались еще 200 лет. Боспорский царь признал свое вассальное положение перед Римской империей, называл себя «другом кесаря и другом римлян» . Рим в свою очередь подтверждал право царя Котиса I на престол и оплачивал содержание боспорского войска. Цари из Сарматской династии признавались абсолютными монархами, их власть опиралась на верхушку богатейших граждан боспорского рабовладельческого общества. Правитель Боспорского царства становился пожизненным жрецом в культе римских императоров, некоторые из них обожествлялись. В честь боспорского царя Аспурга на Боспоре построили мраморный храм в дорическом стиле.

В столице Боспорского царства Пантикапее в те времена располагался царский двор с большим количеством чиновников, управителей областей, их секретарями и переводчиками. Выпуск монет не был привилегией городского самоуправления, а контролировался исключительно царем.

В начале нашей эры на Боспоре сформировался политический строй с чертами эллинистических монархий. Для него характерны подчинение монарху больших территорий со смешанным населением, широкие политические, культурные и экономические связи с разными странами, наемная армия.

(по материалам И.Д. Марченко «Город Пантикапей»)

На фото скульптурный портрет царицы Боспора Динамии. Её головной убор представляет собой скифский шлем или фракийский колпак , украшенный множественными изображениями царственного солнца.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями. Именно, поэтому у них можно обнаружить так много общих черт в мифах, обычаях, одежде, в предметах быта и украшениях, где особенно ярко проявился

В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса


В 1 веке до нашей эры Митридат VI Евпатор построил 20 крепостей на побережье Чёрного моря. Название PONT означает — «море»,созвучно названию столицы Боспорского царства — Пант икапей, основанного в конце VII века до н. э . древнегреческими колонистами из Милета. Название города Пантикапей из др.-греч. Παντικάπαιον, от греч. и тюрк. pont-kapi «врата моря» , др.-иран. *panti-kapa- «рыбный путь».


На гору Митридат, где стоял древний город Пантикапей, столица Боспорского царства (480 до н. э. - VI век н.э.) , сейчас можно подняться по Большой Митридатской лестнице, украшенной фигурами — хранителей сокровищ столицы Боспора.


У подножия горы Митридат установлена колонна Митридата VI Евпатора, правителя Боспорского царства в 121-63 годах до н. э., в его честь названа Евпатория.

Вернуться в оглавление раздела: Все о Боспорском царстве

Фарнак. Царь Боспора, и его преемники. Династия Тибериев Юлиев.

ПРОШЛОЕ ТАВРИДЫ (Проф. Юлиан Кулаковский) Глава II

Резиденцией Фарнака, как и его отца, был Пантикапей. Пределы своего царства он раздвинул на север и восток по побережью Азовского моря, и крайним северным пунктом был город Танаид на устье реки, давшей ему имя. В 48 г. до Р.Х.. когда Помпей и Цезарь сошлись на Фарсальских полях, оспаривая друг у друга владычество над миром, Фарнак вознамерился воротить себе царство своих предков в Малой Азии и переправился туда с большим войском. Ему удалось подчинить себе Колхиду. Часть Каппадокии и Понта; но дальнейшие его успехи были задержаны известием о восстании против него на Боспоре, которое поднял его родич Асандр.

Между тем Цезарь явился в Малую Азию после победы над Помпеем при Фарса ле и в августе 47 г. нанес Фарнаку решительное поражение при Зеле, в местности неподалеку от устьев реки Галиса (ныне Кизил-Ирмак). Реляция Цезаря о победе над Фарнаком была составлена в трех знаменитых словах: veni, v idi, vici – пришел, увидел, победил. С остатками своих сил Фарнак бежал на Боспор. Ему удалось овладеть Пантикапеем и Феодосией, но в решительной битве с Асандром он был разбит и пал на поле сражения (47 г. до Р.Х.).

По смерти Фарнака, Цезарь предоставил искать Боспорский т рон Митридату Пергамскому, которого он сделал раньше правителем (тетрархом) Галатии – область в центре Малой Азии. Но попытка Митридата отвоевать себе царство была неудачна: он был разбит Асандром и пал в бою. С тех пор Асандр остался невозбранно в обладании царством. В первые годы своего правления он называл себя на монетах «архонтом», а с четвертого года (44 до Р.Х.) – царем, каковым и остался до самой своей смерти в 16 г. до Р.Х. Окончательное признание его Римом последовало. По-видимому, в 30 г., когда он принял титул «друга Римлян». Пределы царства при Асандре простирались на северо-востоке по-прежнему до г. Танаида; что же касается западной границы, то здесь возможно большое сомнение. Дело в том, что позднее в Херсонесе существовала местная эра, начинающаяся с 25/4 г. до Р.Х., и так как Херсонес, по свидетельству Плиния, получил свою свободу от Рима, то отсюда делается вывод, что выделение его из территории царства случилось именно в 25/4 году до начала нашей эры. Но с полной уверенностью решить этот вопрос нельзя, и весьма возможно, что только при императоре Веспасиане он перестал входить в пределы царства.

Асандру наследовала его супруга, дочь Фарнака и внучка Митридата, Динамия. Ее монеты с титулом царицы пр инадлежат 16 г. до Р.Х. В Керчи и на Таманском полуострове найдены три пьедестала, на которых некогда красовались статуи императора Августа и Ливии, его жены. В подписях значится: «царица Динамия, друг Римлян». По всему вероятию, эти памятники стоят в связи с вмешательством Августа в дела Боспора в 15 г. до Р.Х. На Боспоре явился римский искатель приключений Скрибоний, выдававший себя за внука Митридата, посланного от Рима принять царство. Динамия отдала ему свою руку. Но полководец и сподвижник Августа Агриппа вмешался в это дело по поручению императора и предоставил трон Полемону, который владел тогда наследием Митридата на территории Малой Азии, Понтийским царством. Полемон овладел Боспором, Скрибоний был убит, и царица Динамия вышла зам уж за Полемона. Таким образом, опять восстановлено было политическое единство обоих берегов моря. Созданное Митридатом; но и на этот раз соединение было непродолжительно. Спустя несколько лет против Полемона поднялись «Аспургиане», и он пал в войне с ними. Старбон локализует Аспоргиан в местности между Фанагорией и Горгиппией (н. Анапа) и как бы дает этому имени этническое значение. Весьма возможно, что это имя не было этническим, а лишь обозначало приверженцев Аспурга, который был предводителем восстания и после гибели Полемона воцарился на Боспоре. По свидетельству монет, Аспург правил от 8 г. до Р.Х. по 38 по Р.Х. Полемон был женат вторым браком на Пифодороде; по его имени она унаследовала от него Понтийское царство, которое с тех пор никогда уже не соединялось более с Боспором. Счастливый соперник Полемона Аспург, который, как есть основания догадываться, был сыном Асандра и Динамии, достиг признания со стороны Рима и невозбранно оставался в обладании Боспорским царством всю свою долгую жизнь. На одной сохранившейся от него надписи он именуется «другом Кесаря и другом Римлян, царем всего Боспора, Феодосии, Синдов, Мэотов, Тарпейтов, Торетов, Псессов и Танаидов», а также покровителем Скифов и Тавров.

По его смерти в 38 году нашей эры, имп. Гай (Калигула) вмешался в вопрос о престолонаследии на Боспоре и предоставил власть Полемону внуку Полемон I от его дочери, супруги фракийского царя Котиса. Но правление этого царя было непродолжительно. Приемник имп. Гая, Клавдий, отозвал Полемона II в 42 г. и предоставил царство Митридату, сыну Аспурга. Мятежные замыслы Митрида и его намерение освобо диться от зависимости от Рима были отерты императору родным братом Митридата Котисом, который был отправлен в Рим с какими-то деловыми поручениями. Имп. Клавдий направил на Боспор военную экспедицию под начальством Дидия Галла. Митридат бежал и его приемником стал со соизволения Рима Котис. Событие это относится к 44 или 45 году. Когда Дидий Галл с главными силами удалился, Митридат начал междоусобную войну со своим братом, найдя себе союзников среди туземцев, обитавших на восточных границах царства. Война окончилась не в пользу Митридата: он вынужден был просить прощения у императора, получил его и в 49 г. был отправлен в Рим, где и прожил до конца своих дней. Он был казнен имп. Гальбой в 69 г. за участие в заговоре Нимфидия. В обладании Боспорским царством остался Котис, и монеты этого царя свидетельствуют. Что его правление продолжалось, по крайней мере, до 69 года. На монетах остался след зависимости от Рима, а именно: изображено курульное кресло, корона, скипетр и оружие с написанием «честь царя Котика, сына Аспурга». Это символическое изображение признания данного лица в его царском достоинстве со стороны Рима остается затем на монетах последующих царей и является символом сообщения царской власти от Рима. Но от 63 г. нашей эры есть боспорская монета, на которой дано одно лишь изображение Нерона. Так как в этом именно году был низложен Птолемон, царь Понта, и его область была присоединена к соседней римской провинции, то естественно предположить. Что Нерон в 63 году ограничил самостоятельность царя Котиса, или даже временно низложил его, утвердив на Боспоре непосредственную власть Рима. Но так как от 69 года есть опять монеты Котиса с его изображением, то, очевидно, власть этого царя была восстановлена и инкорпорации царства не произошло. У историка Иосифа Флавия есть одно свидетельство, которое само просится в связь с указанными фактами, а именно: он сообщает, что ан северо-восточном побережье Черного моря римская власть поддерживалась трехтысячным отрядом войска и военным флотом из 40 кораблей

С 71 года царствовал на Боспоре Тиберий Юлий Рескупорид. Отношение родства этого царя с Котисом не установлено, но так как наши источники не заключают вообще никаких свидетельств о каких бы то ни было волнениях или переворотах в ту пору на Боспоре и нет никаких упоминаний о смене династии, то весьма вероятным является предположение, что Рескупорид был сыном Котиса. Со времен Рескупорида все дальнейшие боспорские цари носят династическое имя «Тиберий Юлий» и отмечают в своем титуле зависимость от Рима: они именуются «друг Римлян, друг Кесаря, пожизненный жрец Августов». Хронология отдельных правителей такова: Рескупорид I, г.г. 71-92, Савромат I – 92-124, Котис II – 124 -131, Риметальк II – 131 -154, Евпатор II – 154-174, Савромат II – 174-211, Рескупорид II – 211-228, Котис III – 228-233 (одновременно с ним Савромат III - 230-233), Рескупорид III – 233-234 , Ининфимей – 234-239, Рескупорид IV – 239-261 (в период его правления приходится также другой царь, по имени Фарсанз, - 253-254), Рескупорид V – 262-275, Савромат IV - 275, Тейран– 275-278, Фофорс – 278-308, Радамсадий – 308-322, и одновременно с ним Рескупорид VI, монеты которого идут с 303 (?) до 341 года.

История Боспора под правлением династии Тибериев Юлиев не известна нам крайне скудно. Писатели почти не упоминают о Боспоре, надписи дают лишь краткие и разрозненные свидетельства о сооружениях отдельных царей или о воздвигнутых в их честь статуях. Если, тем не менее, возможна довольно точная хронология отдельных царствований, то лишь благодаря работе нумизматов над монетами боспорских царей. Последняя датированная монета Рескупорида отнесена – и то предположительно – к 341/2 году нашей эры. Отсутствие монет с более поздней датой заставляет предполагать, что царство постигла как-то катастрофа, и оно прекратило свое существование.

Динамия внучка Боспорского царя Митридата VI Евпатора вошла в историю Тавриды (Крыма), как единственная женщина - правительница Боспорского царства.
Единовластной правительницей Боспора Динамия стала после смерти своего мужа Асандра в 17 веке до нашей эры. Царица Динамия всемерно подчеркивала свое кровное родство с великим царём Боспора Митридатом VI Евпатором и продолжала вести антиримскую политику.


Римляне стремились укрепить своё влияние не только на Босфоре, но и на Боспоре Киммерийском.
Интересы государства вынудили правительницу Боспора царицу Динамию выйти замуж за царя Полемона, ставленника Рима в Понте (Pontus) . Этот брак фактически лишили Динамию единовластия царского сана и несколько лет царь Полемон и Динамия правили государством совместно. Но гордая Динамия не сдавалась, а продолжала бороться за отцовское наследство, сохранение традиций славной династии Боспора. В 1 веке до нашей эры Евпатором было построено 20 крепостей , создан целый укрепленный район в Причерноморье.

После гибели понтийского царя Полемона во время подавления восстания одного из сарматских племён, царица Динамия продолжила самостоятельное правление вплоть до вступления на престол своего сына Аспурга , правнука Митридата VI Евпатора.

Боспорское царство вошло в эпоху Возрождения, когда на государственный престол взошёл царевич Аспург, сын царя Асандра и Динамии. В анналах истории годы правления царя Аспурга (10 - 38 гг н.э.) называют вторым расцветом Боспорского царства.

Монеты Боспорского царя Аспурга (10 - 38 г.г. до н.э.)

Аспург основал сарматскую династию боспорских царей, царствовавших на Боспоре вплоть до распада Боспорского царства в VI веке н.э. Женой Аспурга была Гипепирия, уроженка Фракии. Боспорский царь Аспург взял себе второе имя Рискупорида , как это было принято у

Для укрепления и стабилизации отношений с Римом, Аспург взял династическое имя в честь тогдашнего императора Рима Тиберия Юлия Цезаря Августа - второго римского императора из династии Юлиев-Клавдиев, правившего с 14 года. Имя Цезарь или царь в дальнейшем переходило ко всем правителям Боспорского царства.


Мощь страны стремительно укреплялась, главным образом, благодаря победам царя Аспурга над скифами и таврами. К царскому титулу добавляли названия покорённых племён азиатского Боспора вследствие победоносных походов на «варварские» земли: меоты, танаиты, тарпиты, тореты, псессы, синды были покорены и их земли присоединены к Боспорскому царству. Такая география в титуле боспорского царя позволяет современным ученым ориентировочно обрисовывать территорию античного Боспорского царства, куда вошли часть Крыма и Прикубанье.

После смерти Аспурга, престол Боспорского царства занял царь Митридат VIII (39-42 г н.э.), и продолжил борьбу за освобождение Боспорского государства от опеки Рима. Для достижения цели Митридат планировал альянс с племенами сарматов. Однако этим планам было не суждено сбыться, так как брат Митридата Котис, выдал царя Риму.

В Крыму найдены клады времён царя Митридата VIII

Рим выслал боевые отряды легионеров в поддержку своего ставленника царевича Коттиса. В результате междоусобной борьбы, развернувшейся на азиатском Боспоре, на престол Боспорского царства взошёл ставленник Римской империи Котис.

Боспорский царь Котис

В период правления боспорского царя Котиса I (45/46-62/63 гг н.э.) укрепились связи Боспорского царства с Римом, тесные взаимоотношения между государствами продолжались еще 200 лет. Боспорский царь признал свое вассальное положение перед Римской империей, называл себя «другом кесаря и другом римлян». Рим в свою очередь подтверждал право царя Котиса I на престол и оплачивал содержание боспорского войска.

Сын царицы Боспора Динамии — Аспург, правнук Митридата VI Евпатора считается родоначальником сарматской династии Боспорских царией. Происхождение Аспурга обычно связывают с сарматской этнической средой, о чем свидетельсвует его имя, близкое этнониму «аспургиане» — “aspabara” — всадник, как считают лингвисты Л. Згуст, Й. Харматт, слово происходит от “Aspa” - конь (на иранском).

. На санскрите «Риг-Веды»: «Азва» — ; как конь; (№46, №47, №48. в словаре: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche) Ек+вос - héḱ+wos – лошадь, конь. (родственные слова рус. яз.: «из+воз», воз, везёт, возить..). Конь - воплощение бога Агни (бога огня) и посредник между двумя мирами, перевозящий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конём, украшенным жемчугами. (родственные слова во франц. яз.: швал — cheval — лошадь; шевалье — chevalier — конь; кавалер — cavalier — всадник)

Асвас — Asvas -Ашвины - «обладающие конями » или «рожденные от коня» - солнечные божества, всезнающие близнецы-целители Ашвины, «божественные врачи», помогающие в беде, приносящие богатство, дающие жизненную силу, возвращающие жизнь умершим.

Сарматы, вероято, стали опорой боспорского царя Аспурга во внешней политике, с их помощью он сумел подчинить крымских скифов и тавров. Это подчинение, разумеется, следует считать не полным включением названных народов в состав Боспорского царства, а лишь приведение их в состояние трибутно-вассальной зависимости от царя Боспора.

Цари из Сарматской династии признавались абсолютными монархами, их власть опиралась на верхушку богатейших граждан боспорского рабовладельческого общества. Правитель Боспорского царства становился пожизненным жрецом в культе римских императоров, некоторые из них обожествлялись. В честь боспорского царя Аспурга на Боспоре построили мраморный храм в дорическом стиле.

В столице Боспорского царства Пантикапее в те времена располагался царский двор с большим количеством чиновников, управителей областей, их секретарями и переводчиками. Выпуск монет не был привилегией городского самоуправления, а контролировался исключительно царем.

В начале нашей эры на Боспоре сформировался политический строй с чертами эллинистических монархий. Для него характерны подчинение монарху больших территорий со смешанным населением, широкие политические, культурные и экономические связи с разными странами, наёмная армия.

Борьба за царский престол Боспора , наполненная самыми трагическими событиями, продолжалась приблизительно до середины I века н.э.

(по материалам И.Д. Марченко «Город Пантикапей»)

Сведения о первом государевом войске на Боспоре

Без преувеличения можно утверждать, что с аспургианами связан целый период в истории Боспорского государства , множество загадок и проблем. До VI в. н.э. аспургиане упоминаются древними авторами (Птолемеем, Геродианом, Стефаном Византийским и др.) как племя, населявшее равнинные области Северного Кавказа (Буданова В.П., 2000, с.152).

Упоминаются аспургиане и в боспорских надписях III века н.э. , однако не среди народов подвластных боспорским царям, а как некоторая политическая структура или административная единица, во главе которой находится “начальник аспургиан”. На постаменте, найденном в Керчи ещё в середине прошлого века (КБН №36), перечислены высшие должностные лица Боспорского государства: “…Менестрат, сын Госемфлия, наместник царской резиденции и наместник Феодосии; Фанн, сын Сакла, хилиарх и начальник аспургиан ; Фанн, сын Агафуса, главный секретарь; Харитон, сын Никефора, лохаг…”.

Противоречивость информации, содержавшейся в письменных источниках и позволяет видеть в аспургианах не этнос, как говориться у Страбона, но политическую партию, некие вооруженные отряды или даже военных колонистов. Однако целый ряд исследователей, начиная с видных учёных-антиковедов М.И. Ростовцева и И.И. Толстого, видят в них военную дружину или партию политических сторонников, последователей боспорского царя Аспурга. По мнению Н.И. Сокольского, именно из рядов аспургиан формировалась новая боспорская аристократия : у многих народов древней истории воин-всадник - это представитель элиты, опытный в военном деле и умеющий повелевать. Нет ничего необычного в том, что пришлые военные отряды (дружины) или даже целые племена занимают привилегированное положение, сосредотачивают в своих руках командные посты в социальной структуре общества.

Появление аспургиан на исторической арене связано с довольно многозначительными обстоятельствами: по сообщению Страбона, боспорский царь Полемон хотел напасть на живущих на пространстве 500 стадиев между Фанагорией и Горгиппией аспургиан под прикрытием дружбы, однако его намерения были раскрыты - он был встречен войском аспургиан, захвачен в плен и убит. Таким образом, в описываемое Страбоном время аспургиане уже прочно обосновались на Боспоре и олицетворяли оппозицию тем силам, которые способствовали полному подчинению Боспорского государства Риму.

О дате появления аспургиан на Боспоре можно судить, опираясь на археологические источники. Пожалуй самым ярким археологическим памятником можно назвать укрепленную резиденцию крупного аристократа, представителя новой знати Боспора на Таманском полуострове , возведенную в позднеэллинистическое время (II-I вв. до н.э.) на развалинах храмового комплекса, возможно святилища Афродиты Апатуры.

Обнаруженная в развалинах надпись на массивной плите: “CRUSALISKOU TUCH BALEUS ASOANDROS FIL «Хрисалиска Тиха. Царь Асандр друг римлян” , - сохранила имя хозяина этой крепости - Хрисалиск . Упоминание о царе Асандре — отце Аспурга, правившем на Боспоре с 47-17 гг. до н.э., наряду с другими археологическими находками, позволяет датировать последний период существования этой крепости и связать её гибель с карательной акцией Полемона, стоившей, как уже говорилось выше, ему жизни.

На другом не менее массивном блоке была схематично изображена, стоящая на башне крепости богиня судьбы и счастья, покровительница царя Хрисалиска - Тихэ (др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию, судьба). На голове богини Тихэ шлем, или корона, в одной руке посох с наконечником копья внизу и ветвистым завершением вверху (змеи-?, молния-?), а в другой руке Тихе держит скипетр с навершием в виде звезды. Популярная среди аспургиан эллинистическая богиня судьбы Тихэ - римская Фортуна имела, по мнению Н.И. Сокольского, атрибуты свойственные для иранского божества. Жезл, изображенный в руке этого божества очень похож на железные скипетры из захоронений меотской знати, которые, как правило, увенчивали фигурки животных. Подобный “скипетр” оказался среди погребального инвентаря, обнаруженного в раскопанном В.М. Сысоевым в 1896 г. Курджипском кургане (IV в. до н.э.) .

Исследователь этого памятника Н.И. Сокольский пришёл к выводу, что военные дружины всадники-аспургиане появляются на Азиатском Боспоре ещё в середине II в. до н.э. на гребне волны сарматизации, которая внесла свои элементы в культуру и быт Боспорского царства.

Однако чисто сарматское происхождение аспургиан вызывает большие сомнения. Сарматов традиционно связываются с азиатской частью Боспора, присутствие сарматов не отмечались ни на европейской части, ни в боспорской колонии в устье Дона - Танаисе , тогда как сарматы широко расселись в степях Причерноморья.

Помимо свидетельств о меотской принадлежности аспургиан у древних авторов мы располагаем и археологическими данными. Со времен скифского владычества в Прикубанье самой значимой ударной силой военных соединений местных племен были воины-всадники . Известно, что у сармат была распространена посадка боком, что, как считается, связано со специфичным оружием сармат длинной пикой-контосом, удержать которую можно было только двумя руками. Геродот (Herod. IV. 62) сообщает, что у скифов в святилищах бога войны Ареса железный меч водружен на специальной площадке, устроенной на вершине высокого холма. Ежегодно в жертву этому мечу приносили коней, рогатый скот и взятых в плен людей.

В Прикубанье ещё в IV веке до н.э . получило развитие довольно специфическое наступательное орудие колюще-рубящего действия - длинный, до 1 метра, меч “синдо-меотского” типа, удобный для поражения противника с коня. Интересно, что исследование технологии производства мечей аспургианского Цемдолинского могильника подтвердили связь с прикубанскими традициями : они сварены из полос сырцовой стали , кончик лезвия размером в одну треть длины клинка, подвергался закалке. Меч, у многих народов является не только знаком воинской доблести, но и основой многих воинских ритуалов . Символичность меча в погребальном ритуале аспургиан доказывают, в частности, факты преднамеренной порчи (сгибания) клинков.

Воинский могильник аспургиан в окрестности современного города Новороссийска связывает эту территорию с владениями аспургиан в системе Боспорского государства. Судя по археологическим данным, колонизация Боспором этих земель начинается в конце IV в. до н.э.. На городище у современной станицы Раевская, расположенном в предгорьях, появляется укрепленное поселение - форпост боспорян. В окресноти Новороссийска найдены всаднические захоронения, также как и в Прикубанье, здесь распространены длинные всаднические мечи “синдо-меотского” типа, а также специфический обычай класть под голову умершего миску.

Военное поселение всадников-аспургиан близ Новороссийска прикрывало с востока крупнейшие боспорские города Фанагорию и Горгиппию и их сельскохозяйственные земли (хору). Для контроля над этими территориями и для безопасного доступа через горные перевалы и ущелья боспорянами были возведены укрепленные дозорно-сторожевые пункты. Археологический материал позволяет предположить, что это происходит в середине I в. до н.э., при боспорском царе Асандре, отце Аспурга.

С правлением Асандра связано бесспорное усиление политических позиций Боспорского государства в целом. Боспорское царство обретает независимость от понтийского правителя Фарнака, в период когда тот был вовлечен в борьбу с войсками Юлия Цезаря. Свой успех в укреплении государства боспорский царь Асандр упрочил браком с Динамией, которая, как сообщает Дион Кассий, была дочерью Фарнака и внучкой Митридата Евпатора (Dio.Cass. LIV, 24, 2-6).

Появление первых казаков на Боспоре

Политическая стабильность на Боспоре возвращается при Аспурге. Он получает поддержку в Риме и в подтверждение этого был усыновлен императором Августом , получив при этом династийное имя Тиберия Юлия Цезаря. Благодаря браку с фракиянкой Гипепирией боспорский царь Аспург обретает второе, фракийское имя - Рискупорид. Однако наиболее существенной опорой его власти на Боспоре были тесные связи с местными сармато-меотскими племенами, символом которых стало третье имя этого боспорского династа - Аспург.

Именно аспургиане - военно-политическое образование, скорее всего, военные отряды, сформированные аристократической верхушкой прикубанских, сармато-меотских племён, дислоцировавшиеся на территории Азиатского Боспора, стали его надежной опорой в период прихода к власти, именно они помогли устранить политического противника Полемона, пользовавшегося в тот момент полной поддержкой Рима. В дальнейшем, на протяжении двух-трех веков, аспургиане присутствуют в политической системе Боспора , однако роль этих формирований, границы контролируемой ими территории изменялись.

В середине I в. н.э. (после смерти Аспурга в 38 г . -?) расположенная в Цемесской долине, поблизости от Цемдолинского могильника, башня-усадьба, как и многих других, была сожжена в результате жестокого набег. Гибель этих укрепленных усадеб - звеньев сигнально-сторожевой системы Боспорского царства можно расценивать как свидетельство ослабления контроля боспорских правителей над страной аспургиан. Насколько велика была автономность аспургиан от Боспора в этот период, возможно, свидетельствуют многочисленные находки монет-подражаний римским денариям с изображением идущего Марса, получивших в специальной нумизматической литературе название монет «неизвестного народа».

На фото скульптурный портрет царицы Боспора Динамии.

Головной убор Динамии представляет собой скифский шлем или фракийский колпак , украшенный множественными изображениями царственного солнца.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

Именно, поэтому у них можно обнаружить так много общих черт в мифах, обычаях, одежде, в предметах быта и украшениях, где особенно ярко проявился скифский звериный стиль.

В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса