Тест (англ. test – проба, испытание) – это психодиагностический метод, представляющий собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизирванное изменение и оценка индивидуальных особенностей личности, ее состояний, реакций. Тест используется для проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности (например, юристов); ряд тестовых методов применяется в судебно-психологической экспертизе. Тест можно использовать также для измерения социально-психологических особенностей групп, степени выраженности групповых феноменов.

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «диагноз» чаще всего понимается как распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и как способ определения состояния конкретного объекта (личности, семьи, малой группы, той или иной психической функции либо процесса у конкретного лица).

Идеи профессиональной психодиагностики занимали человечество еще в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Так, чтобы оценить кндидатов на роль жрецов, их проверяли на умение слушать и молчать, находиться в мрачном подземелье в полном одиночестве, преодолевать страх перед огнем и водой. В Древнем Китае система проверки способностей лиц, желающих стать государственными чиновниками, включала 6 показателей: стрельбу из лука, верховую езду, умение считать, писать, понимать музыку и знание ритуалов. Каждые три года чиновники экзаменовались у самого императора, подтверждая таким образом свою эрудированность. Особенно важными считались интеллектуальные способности. Так, великий математик Древней Греции Пифагор утверждал, что человек, не сумевший быстро решить математическую задачу, не может рассчитывать на дальнейшее профессиональное продвижение: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия».

Первые методы тестирования, проверки индивидуальных различий были сформулированы английским ученым Ф.Гальтоном в 1884-1885 гг. Термин «умственный тест» впервые употребил в научной литературе американский ученый Дж. Кэттелл (1860-1944).

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, ценностей; тесты, диагностирующие межличностные отношения и др.

Тесты могут, во-первых, основываться на заданиях, которые предполагают правильный ответ (многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей и т.п.) либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует, причем задания характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью (большинство личностных тестов). Во-вторых, можно различать вербальные (опосредованы речевой активностью обследуемых) и невербальные (выполнение задания опирается на невербальные способности – сенсорные, перцептивные, моторные). Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Однако научно обоснованным считается применение только таких тестов, которые отвечают следующим требованиям:

стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);

надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или его эквивалентной формы:

валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего предназначен;

практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций и видов деятельности.

Желательно, чтобы тестирование, т.е. проведение, обработка полученных результатов и их интерпретация были выполнены специалистом-психологом, имеющим соответствующую подготовку. Использование же тестов непрофессионалами не даст необходимых результатов.

К недостаткам метода теста относят слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношению испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, раздражительность, стресс и т.п.).

Результаты теста, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Так, тестирование лица, обвиняемого в совершении преступления (находящегося в СИЗО), при решении задач судебно-психологической экспертизы может дать неверное, искаженное представление о личности в связи с состоянием тревожности, возможной подавленности, отчаяния, озлобленности и т.д.

Потеря индивидуального подхода при исследовании личности. Тесты – самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Их нельзя абсолютизировать как метод, делать единственным исчерпывающим методов исследования; поскольку тесты призваны дополнять лишь традиционные и указанные нами выше методы.

Следует отметить, что на Западе «тестовый бум» в настоящее время заметно пошел на убыль. Так, в некоторых штатах США тестирование законодательно запрещено, а там, где оно еще используется на его результаты уже не возлагают глобальных надежд.

Этому способствовали многие обстоятельства. Приведем один показательный пример. В середине 70-х гг. Нью-Йоркский суд рассмотрел иск некоего Д.Хофмана к городскому отделу образования. Суть иска сводилась к следующему. В шестилетнем возрасте Хофман был подвергнут тестированию, на основании которого был признан умственно отсталым и направлен в соответствующее учебное заведение. Мальчик страдал нерезко выраженным речевым недоразвитием и незадолго до этого прошел тестирование в речевом центре. В этот раз тест не включал вербальных задач, и результаты Даниэль показал неплохие. Впрочем, на его судьбу это не повлияло. Окончив школу для умственно отсталых, он был повторно подвергнут тестированию для помещения в соответствующую группу профподготовки. Тест на этот раз выявил достаточно высокий уровень его интеллекта, и в группу профподготовки юноша принят не был как не соответствующий специфике ее контингента. Оказавшись на пороге взрослой жизни без полноценного образования и без профессии, он обратился в суд с требованием компенсации за искалеченную судьбу. Суд признал иск справедливым и обязал ответственную педагогическую организацию выплатить ему 750 000 долларов. Апелляционный суд оставил решение суда в силе, правда, снизив размер компенсации… до полумиллиона долларов 8 .

Не вдаваясь в рассуждения о преимуществах правового государства, обратимся к некоторым важным выводам, вытекающим из этого необычного дела. Во-первых, надо признать, что рабочие методики, какими являются тесты, служат в то же время мощным орудием социальной селекции. Ведь по результатам их использования делают выводы, кардинально решающие судьбу конкретного человека. Специалист, считающий себя вправе принимать подобные решения, во-первых, должен сознавать всю меру лежащей на нем ответственности. Во-вторых, совершенно очевидно, что однократного тестирования для принятия такого решения недостаточно. Существуют разнообразные варианты методик, ориентированные на разные проявления интеллекта. При этом их результаты могут заметно различаться.

Практика тестирования позволила выявить определенную ограниченность возможностей тестов, обусловленную рядом причин. Прежде всего, тест, как правило, представляет собой набор заданий, а конечный результат есть сумма оценок за выполнение отдельных заданий. Однако, если тест не гомогенный, как чаще всего и бывает (т.е. его задания направлены на выявление различных компонентов интеллекта), то конечный результат его выполнения не дает представления об особенностях мыслительной деятельности испытуемого. Два разных человека могут решить каждый по половине заданий теста, и это могут быть разные половины, состоящие из разнородных заданий, но окончательный результат – один и тот же, что в принципе должно свидетельствовать о равенстве способностей этих людей. Если же выполнение некоторых заданий (наиболее трудных) оценивается выше остальных и какой-то третий человек решил лишь эти задания (а остальные, допустим, не успели), но набрал такое же количество баллов, то его интеллект будет приравнен к двум предыдущим. Это иллюстрирует принципиальный недостаток теста: оценка дается лишь по конечному результату без учета качественного своеобразия умственной деятельности. Иными словами, тест свидетельствует, насколько умен (глуп) человек, но ничего не говорит о том, в каком смысле он умен, что именно за этой оценкой скрывается. Да большинство тестов и не претендует на это. Являясь, по сути, механизмом измерения, тест существует вне понятия меры и без четкого определения объекта измерения.

5.4 Материалы для тестирования

Темы 1 - 2

1. Юридическая психология изучает:
+психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности;

Психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и медицинской деятельности;
все ответы верны.

2. В юридическойпсихологии используются следующие методы:
наблюдение;
пробы и измерения;
биографический метод;
метод анализа продуктов деятельности;
+все ответы верны.

3.Включенное наблюдение:

Испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи»от экспериментатора;
+испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;
экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации.

4.Криминальная психология это раздел:

Изучающий психологические особенности личности преступника, типовыепсихологические портреты преступников, мотивацию преступного поведения как в целом, так и отдельных его видов;

Исследующий проблемы правовой и противоправной социализации личности, условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных граждан и граждан, преступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации;

Раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства.5. Биографический метод это:
наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации;
+ исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности;
изучение психологом материальных следов,оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения.

6. Темперамент это:
+характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний;
совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

7.Гипертимная акцентуация:
характеризуется резкой сменой настроения в зависимости от ситуации, зависимостью от оценок окружающих;
+характеризуется постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью с тенденцией к быстрой смене дел и тем разговоров, склонностью не доводить начатое до конца;
характеризуется высокой тревожностью, мнительностью, нерешительностью, склонностью ксамоанализу.

8. Когда юридическая психология была признана прикладной наукой:
в 1908 г.;

Темы 3 - 4
1. Восприятие это:
+процесс приема и переработки человеком различной информации, завершающийся формированием образа;
состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте;
процесс запоминания, хранения ипоследующего воспроизведения информации.

2.Непроизвольное внимание:
+устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного желания и воли;
способность сознательно направлять внимание на объект, его формирование связано с развитием воли.

3.Мышление это:
это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,обеспечивающий возможность приобретать новые знания и использовать их в ходе жизнедеятельности;
+психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по сути это процесс обработки информации;
это система используемых человеком знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

4. Стресс это:
+состояние длительно...

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ТЕСТЫ

контроля обязательного минимума содержания и уровня подготовки слушателей, курсантов и студентов, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального

образования

для всех специальностей и форм обучения

по дисциплине «Юридическая психология »

Санкт-Петербург

Тесты остаточных знаний по дисциплине

«Юридическая психология»

для всех специальностей, специализаций и форм обучения

Цели :

Оценка качества подготовки специалистов по дисциплине « Юридическая психология» в объёме, предусмотренном учебной программой;

Анализ готовности обучаемых и методической секции в целом к внешней аттестационной экспертизе.

Методика проведения :

При проведении контроля знаний обучаемых используются собственные фонды контрольных заданий.

Контроль знаний проводится по комплексному заданию по дисциплине «Юридическая психология» в объёме, предусмотренном учебной программой. Тесты включают в себя вопросы по всем разделам тематического плана и, таким образом, дает комплексную оценку качества подготовки специалистов.

Ответ на вопросы – письменный. При подготовке ответов допускается использование учебной и вспомогательной литературы.

При проведении опроса должно быть обеспечено присутствие всех обучаемых в конкретной группе. Допускается присутствие 90 % от численности группы при наличии уважительных причин.

Методика оценки ответов :

При проведении контроля знаний слушателей и курсантов устанавливаются следующие оценочные критерии:

    соответствует;

    в основном соответствует;

    не соответствует.

Оценка «соответствует » выставляется за правильный самостоятельный ответ на 50% и более предложенных вопросов и заданий.

Оценка «в основном соответствует » выставляется за правильный ответ на 50% и более предложенных вопросов и заданий с использованием учебной и вспомогательной литературы.

Оценка «не соответствует » выставляется за ответ менее чем на 50% предложенных вопросов и заданий.

Тест по «Юридической психологии»

Тема 1. Предмет, содержание и система юридической психологии.

Вопрос №1. Общей задачей юридической психологии является:

А) * научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права

Б) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

В) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).

Вопрос №2. Из скольких разделов состоит курс юридической психологии?

Вопрос №3. Раздел психологии гражданского правового регулирования изучает:

А) особенности психологических факторов в де­терминации преступного поведения;

Б) * психологию поведения сторон и участников в гражданских правоотношениях, по­зиции сторон процесса и их коммуника­бельности;

В) психологию понимания и осознания пра­вовых норм.

Вопрос №4. Раздел криминальной психологии изучает:

А) * особенности психологических факторов в де­терминации преступного поведения;

Б) психологию личности и деятельности следователя и участников уголовного процесса;

В) психологии проведения следственных действий при расследовании преступ­ления.

А) П.И.Ковалевский

Б) В.А. Привалов

В) * М. М. Щербатов

Вопрос №6. Что является объектом изучения юридической психологии и психо­логии юридического труда?

А) изучение реального правосознания людей;

Б) актуальные вопросы систе­мы психологии юридического труда;

В) * человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотно­шений.

Вопрос №7. В настоящее время в России существуют доминирующие и противостоящие концепции права. Сколько их всего?

Вопрос №8. На теоретическом уровне отношения между людьми и правом рассматриваются, в основном, с помощью:

А) соблюдения желательного социального поведения под страхом принуждения;

Б) * понятий общественного сознания и общественного мнения;

В) новых для данной области методов фокус-групп и анализа ассоциаций.

Вопрос №9. Правовая социализация – это:

А) усилия, которые проявляется человек в защиту своих прав и свобод

Б) сформированное положительное отношение юношей и девушек к правовым нормам, к праву в целом как к ценности

В) * процесс присвоения, прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом представлений и знаний о правовой системе.

Вопрос №10. Важную роль для надлежащего правового поведения играет:

А) * способность к внутреннему самоконтролю.

Б) позитивное отношение к праву

В) правомочные санкции, которые предусмотрены за его нарушение.

В 1967 году Э. Кречмер выделил три варианта пубертатного криза, а именно: Кризовое пубертатное развитие под воздействием среды, карикатурное созревание с нарушением полового созревания, пубертатные кризы из-за психологических конфликтов

В каких формах проявляются расстройства памяти?1 Амнезия 2 Гипермнезия

В каком случае несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит вменению уголовной вины: В случае психического расстройства или отставания в психическом развитии

В структуре правовой психологии общностей выделяют такой элемент, как правовая осведомленность. Это: Знание группой и ее членами законов и иных правовых установлений, как действующих, так и новых, а также умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственной жизни и деятельности

В чем заключается отличие между рациональным аффективным самоубийством (РА) и рациональным неаффективным (РН) самоубийством: РН является спланированным, продуманным самоубийством, РА совершается чаще всего под влиянием сильной эмоции и без построения плана и замысла самоубийства

В чем основное отличие между обыском и осмотром места происшествия: Обыск - это принуждение по отношению к обыскиваемому, осмотр - непосредственное восприятие следователем места происшествия в целях изучения обстановки, изъятия следов и т. д.

Выберите правильное определение психологического теста Стандартизированное психологическое испытание, в результате проведения которого делается попытка оценить тот или иной технический процесс или какое-либо свойство личности.

Выберите правильное определение судебно-психологической экспертизы. Вид судебной экспертизы по исследованию особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, их эмоциональных реакций, жизненных свойств, состояний в целях правильной оценки их показаний.

Для какого типа преступника будет характерно следующее высказывание: «Я живу только в минуту смертельной опасности»: Для вора

Если следствие или суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту: Да, но психологическое обследование подэкспертного должно проводиться заново

Завершение допроса в уголовном деле означает следующее: Проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса

Как Вы понимаете выражение "кафковские ситуации" применительно к юридической психологии? Ситуации, вызывающие поступки смысл и мотивация которых остается неразгаданными в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

Как называются факторы, которые непосредственно связаны с правовой системой, деятельностью юридических органов, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка: Правовые факторы

Какие аспекты исследования личности потерпевшего выделяют в судебной психологии: Поведение потерпевшего в период совершения преступления и его личностные характеристики

Какие качества включают модуляционные компоненты психологии личности, которые обеспечивают направленность на правомерное поведение: Комплекс психофизиологических качеств

Какие компоненты включает понятие «тактическая подготовленность»: Наличие четкого и обоснованного плана проведения допроса, а также предусмотрение оперативной его коррекции в необходимых случаях

Какие негативные качества личности играют ведущую роль в совершении неосторожных преступлений: Повышенный риск в поведении, дефекты предвидения, психической саморегуляции

Какие приемы и методы рекомендует юридическая психология применять при введении переговоров с преступниками, захватившими заложников?1 Убеждение в необходимости освобождения заложников.2 Логическая аргументированность бессмысленности противостояния силам правопорядка.

Какие факторы могут искажать правильность и полноту показаний потерпевшего: Испытываемые чувства страха, гнева, стыда или обиды, связанные с ситуацией преступления

Какие чаще всего встречающиеся в судебной практике вопросы относятся к компетенции судебно-психологической экспертизе?1 Способность свидетельствовать потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, умственного развития правильно воспринимать обстоятельства совершения преступления и давать о них объективные показания в ходе судебного разбирательства.2 Способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.3 Способность потерпевшего правильно воспринимать и оценивать характер совершения преступником действий в отношении него (ее).

Какое из перечисленных определений понятия "личность" является правильным с позиций юридической психологии? Система социально значимых психологических признаков, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Какое определение понятия "личность преступника" является правильным с позиций юридической психологии? Специфическая сущность личности преступника заключается в особенностях его психологического склада, которые выражают собой внутренние предпосылки антиобщественного поведения.

Какое определение понятия "фрустрация" наиболее правильно? Психическое состояние не нашедшей удовлетворения стимулированной потребности, сопровождаемое различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием .

Какое определение понятия "чувства" наиболее правильно? Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значимость этих явлений в связи с потребностями человека и мотивами его деятельности.

Какой метод, применяемый в судебно-психологической экспертизе, используется для сбора данных о родительской семье, здоровье подэкспертного, поэтапном психическом развитии, отношении к себе и т. д.: Метод анализа «жизненного материала»

Какой тип виктимного поведения преобладает среди детей и подростков: Пассивно-подчиняемый

Какую ведущую роль в организации правового поведения личности, выполняет правовая социализация: Обеспечение правомерного поведения и формирование у личности правосознания

Может ли включать психологический пубертатный криз психическое расстройство как компонент личности подростка: Иногда

Может ли выступать в качестве биологической предпосылки к преступному поведению нервно-психическое заболевание: Да

Может ли проявиться склонность к насилию уже в раннем возрасте: Да, однако склонность к насилию может проявляться косвенно

Обладает ли подэкспертный правом на получение информации о целях и характере проводимой судебно-психологической экспертизы: Такое право является одним из основных, однако может опускаться в связи с особым психическим состоянием подэкспертного

Перечислите особенности коммуникативной психологии деятельности судьи в судебном заседании.1Установление нормальных, бесконфликтных психологических отношений с заседателями, присяжными.2Установление психологического контакта с аудиторией как сообществом с единой психологической направленностью.3Равное отношение ко всем участникам групповых преступлений.

Позволяют ли публичность, открытый характер рассмотрения дел, обстановка в зале судебного заседания, повторное переживание события преступления составу суда уяснить реальные мотивы деяния и психологические особенности личности правонарушителя? Да

С именем какого ученого связывают рождение виктимологии: Г. Хентинг

С какой целью в оперативно-розыскной деятельности используются оперативно-информационные модели: С целью создания динамических образов людей как субъектов противоправных действий

Укажите основные элементы защитительной речи адвоката в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела. 1Правовая оценка с позиции защиты деяния подзащитного.2Анализ с позиции защиты собранных по делу доказательств. 3Приведение доказательств, опровергающих предъявление подсудимому обвинения.4 Поведение итога судебного следствия с позиции интересов подзащитного.

Укажите психологические особенности деятельности состава суда на стадии вынесения приговора. 1Повышенная психологическая активность.2 Запрещение контактов с другими лицами.3 Концентрация внимания на решении всех вопросов, подлежащих включению в приговор.

Укажите психологические особенности создания преступниками тайников, сокрытия похищенного или орудий преступления.1 Расчет на брезгливость (тайники в выгребной яме, кучи навоза, унитазе и т.п.).2Расчет на проявление тактичности и отказ по этим соображениям от осмотра постели младенца, тяжелобольного, могил и склепов, урн погребенных родственников.3 Расчет на автоматизм действий и фактор утомления производящих обыск.

Укажите психологические предпосылки объединения правонарушителей в преступные группировки.1Общность преступных интересов, потребностей и мотивов2 Общие нормы поведения в ближайшем окружении и разделяемые стандарты преступной субкультуры, дефекты правосознания участников группы.3 Осознание невозможности совершения преступления и уклонения от ответственности без объединения в преступную группировку.

Укажите психологические элементы (часть) обвинительной речи прокурора, выступающего в судебном заседании в качестве государственного обвинителя Характеристика личности подсудимого.

Что может послужить основанием для назначения судебно-психологической экспертизы при наличии предположения о совершении преступления в состоянии аффекта? Необходимость подтверждения сведений об аккумуляции у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, стойких стрессовых состояний, хронической неудовлетворенности жизненно важных потребностей, высокой конфликтности ситуации совершения преступления.

Что относится к психологическим предпосылкам умышленного преступного поведения?1 Отчужденность личности как нахождение на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно - правовых ценностей.2 Тревожность, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, неуверенности в себе, преувеличение угрожающего характера внешних факторов.3 Преобладание в мотивационной сфере человека мотивов: самоутверждения, защитных, замещающих, игровых и самооправдания.

Что понимается под термином "интериоризация"? Формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной действительности .

Что рекомендуется следователю при отказе подозреваемого от дачи показаний с позиций юридической психологии? 1 Убеждать допрашиваемого в ошибочности избранной тактики.2Использовать противоречия интересов участников процесса.3 Убедить допрашиваемого, что соучастники получают возможность переложить вину на него.

Что такое "аффиликация"? Стремление быть в окружении близких по духу людей в состоянии реальной или мнимой опасности

Что такое "память"? Укажите правильные варианты ответов.1 Отражение непосредственного или прошлого опыта человека путем фиксирования, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей, образов, прежде воспринятых предметов и явлений.2 Форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующего воспроизведения человеком своего прошлого опыта.

Что такое "экстериоризация"? Преобразование внутренних психических структур во внешние действия, высказывания.

Что такое «тюремно-лагерная дорога»: Это связные каналы между камерами осужденных

Что такое адаптация к условиям лишения свободы? Приспособление осужденного к новым для него правилам, нормам, регламентам режима, социуму и условиям жизнедеятельности в местах лишения свободы

Что такое амнезия? Полное отсутствие памяти

Что такое внимание? Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека при выполнении сознательной деятельности на определенных объектах, процессах и явлениях.

Что такое воображение? Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятия и представлений, полученный в прошлом опыте.

Что такое исправительная (пенитециарная) психология? Составная часть юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциолизации личности осужденного - восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизни в обществе.

Что такое мышление? Сложный психический процесс, отражения действительности, высшая форма творческой активности человека по отражению окружающей действительности, в ее существенных признаках, разнообразии и связях между объектами.

Что такое общение в коммуникативной подструктуре профессиональной деятельности юриста? Взаимодействие двух и более людей, выражающееся в обмен значимой для профессиональной деятельности юриста информацией познавательного или аффективно - оценочного характера.

Что такое ощущение? Отражение индивидом отдельных свойств явлений окружающего мира (среды функционирования) путем их непосредственного воздействия на чувства человека.

Что такое правовая социализация личности? Усвоение критериев оценки юридически значимых ситуаций, законов, правил и норм общежития и умения пользоваться этими нормами при выборе правомерных действий.

Что такое профессиограмма юриста? Комплексное отражение основных сторон профессиональной деятельности юриста по той или иной специализации и психологических качеств личности, необходимых и достаточно развитых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Что такое психология? Отрасль научных знаний, изучающая … процесс активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и других процессов и я явлений психики.

Что такое темперамент?1 Соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.2Общая характеристика типичного поведения человека в зависимости от совокупности врожденных свойств нервной деятельности с позиций динамики, тонуса и уравновешенности.

Что такое тревожность (стресс)? Индивидуальная психологическая особенность человека, состоящая в повышенной склонности человека испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые угрозы не представляют.

Что такое характер? Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающее типичные для данного субъекта способом поведения в определенных жизненных ситуациях и при определенных обстоятельствах

Что такое эмоции? Особый вид психических процессов и состояний, отражающих в форме переживания (удовольствия, радости, страха, ужаса и т.п.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Что такое юридическая психология? Отрасль психологической науки, изучающая.индивидуальные психологические и социально-психологические явления, относящиеся к сфере права.

Что является объектом судебно-психологической экспертизы? Психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т.е. не вызывающие сомнений в его психической полноценности.

Что является предметом юридической психологии? Психические явления, психологические механизмы и закономерности, проявляющееся в сфере действия норм права .


Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы юридической психологии делятся на три группы.

1. Методы научного исследования . С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе с преступностью или ее предупреждению.

2. Методы психологического воздействия на личность . Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы . Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся:

  1. на организационные методы , действующие на протяжении всего исследования:
    • сравнительный - сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • лонгитюдный - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например многократное обследование осужденных на протяжении всего срока отбытия наказания);
    • комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  2. эмпирические методы:
    • обсервационные - наблюдение и самонаблюдение;
    • экспериментальные - лабораторный и естественный эксперимент;
    • психодиагностические - тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • праксиометрические - анализ продуктов деятельности;
    • биографические - анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и опенки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

  1. методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования (например, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  2. интерпретационные методы различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стаций, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Метод наблюдения

Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения , т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы. Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдение бывает нескольких видов:

  • стандартизированное - проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
  • свободное - не имеющее заранее установленных рамок;
  • включенное - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
  • скрытое - примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) - наблюдение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь, как правило, судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников Л. Шейниным изданы «Записки следователя».

Метод беседы

Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специфическим видом правоохранительной беседы является допрос , т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточняются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавателя. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: об установках и мотивах их действий, психических состояниях, процессуальной позиции (противодействия, содействия, уклонения от сотрудничества) и т.д.

С учетом этих особенностей работник правоохранительных органов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и вступает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели получению объективной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время анкетный метод широко используется теоретиками и практиками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Биографический метод

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

Метод независимых характеристик

Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова.

При этом методе исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5-12 человек), хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

  1. развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;
  2. заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  3. эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;
  4. заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;
  5. противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

Одним из часто применяемых методов юридической психологии является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовною дела. При этом нужная информация для исследования содержится:

  • в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;
  • разнообразных справках, выписках, оригиналах медицинских, педагогических, производственных документов;
  • характеристиках, протоколах процессуальных действий, заключениях проведенных экспертиз.

Метод тестирования

В психологической практике в настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется несколько тысяч тестов.

Тест (англ, test - проба, проверка) - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.

Тестирование используется как метод психологической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

В юридической психологии наибольшее распространение получили прожективные тесты и личностные опросники.

Прожективные тесты предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

Например, ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

Личностные тесты построены по принципу оценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест MMPI, содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые характерологические свойства.

В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и психолого-юридического исследования в частности выступает эксперимент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологической науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют два вида эксперимента - лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимательность, наблюдательность, сообразительность и др.

К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования лабораторной техники в реальных ситуациях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В настоящее время естественный эксперимент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предварительном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить правду под влиянием родственников, товарищей по работе, других обвиняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осуществляется под руководством следователя, который в данном случае одновременно играет роль экспериментатора, психолога и педагога, выступающего в начальной стадии исправления правонарушителя (признания им своей вины). Метод экспертных оценок

В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдельных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эмпирических исследований и т.п.

Правомерность применения и значение методов юридической психологии

Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы изменения поведения».

Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.